+7
Сохранить Сохранено 7
×

Замалиев: «Уверен, подразделение, занятое роботизацией процессов, вырастет в целую службу»


Замалиев: «Уверен, подразделение, занятое роботизацией процессов, вырастет в целую службу»

Первые 100 дней отработал на посту главного технолога «КАМАЗа» Наиль Замалиев. «Вести КАМАЗа» поинтересовались у него, с какими вызовами пришлось столкнуться назначенцу и какие задачи стоят перед технологическим центром сегодня.

ТЕМП ПРОИЗВОДСТВА ВЫРОС, НО РЫНОК ТРЕБУЕТ БОЛЬШЕГО

— Наиль Гинаилович, с какой должности вы пришли и как восприняли новость о новом назначении? — Предыдущая моя должность — заместитель директора, перед этим — главный инженер, еще раньше — заместитель главного технолога, и везде с приставкой «АвЗ», потому что 22 года назад я пришел на «КАМАЗ» инженером-технологом и все это время работал на автомобильном заводе. Еще первоклассником в сочинении я написал, что буду водителем большого КАМАЗа. Думаю, эта ниточка меня зацепила и повела по жизни: в 17 лет я уже получил водительские права, потом окончил КамПИ по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство», в армии был водителем-механиком. Так я и стал автомобилистом по крови и по душе. Новость же о назначении прозвучала для меня неоднозначно. С одной стороны, наверное, я подсознательно был к этому готов, а с другой — сложился стереотип, что всегда буду работать на АвЗ. Тем не менее, коллеги напутствовали: «Так держать, давай, вперед!» И у меня остался только один вариант — вперед.

— Что стало первостепенной задачей в новой должности?

— Первостепенные задачи — те, что связаны с реакцией нашего предприятия на рынок, а он сегодня меняется просто стремительно. Несмотря на то, что с прошлого года объем суточного производства полноприводных автомобилей увеличился с 80 до 110 единиц, потребность рынка продолжает расти. К ноябрю-декабрю необходимо постепенно выйти на 150 единиц. По тяжелым полноприводным автомобилям семейства 6522 аналогичная ситуация: взяли обязательства удвоить объемы выпуска с мая. В апреле приступили к серийной сборке обновленных шасси 65201 с 16-тонными мостами для установки самосвальных надстроек и АБС. Кроме того, в первом квартале 2023-го вышли на серийное производство автомобилей К5 54901. Решение этих задач возможно только в тесном взаимодействии с производством, и я хочу сказать огромное спасибо всем подразделениям за слаженную работу. В течение марта вместе с коллегами мы разработали очередные этапы расширения производства вышеназванных моделей и получили одобрение руководства к исполнению.

— Что можете сказать о первых ста днях на новой должности?

— На новом месте очень важно быстро влиться в работу. Хотя сто дней — короткий срок, помогло то, что мое назначение пришлось на период, когда подводятся итоги уходящего года и ставятся задачи на предстоящий. Решение оперативных задач, о которых я уже сказал, позволило мне практически моментально окунуться в работу, охватить все подразделения и наладить взаимодействие с коллегами в первые же месяцы. А прошедшая в январе стратегическая сессия «КАМАЗ»-2030 дала понять долгосрочную перспективу. Эти два момента сократили период адаптации до минимума.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО УЛУЧШАЕТ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОДУКТА

— Вам пришлось обновлять команду?

— Нет, у меня другой подход: не менять людей, а развивать. Важно сделать так, чтобы работник поверил в себя — в то, что он может приносить пользу. У каждого человека своя «фишка»: кто-то может работать с документами, кто-то — с людьми, кто-то замечательно решает оперативные вопросы, а чья-то усидчивость позволяет вырабатывать верную стратегию. В коллективе нужны люди с разными способностями.

— В прошлом году из-за введенных санкций «КАМАЗу» пришлось в срочном порядке переходить на импортозамещение. Что еще предстоит сделать в этом направлении?

— Понятие «импортозамещение» я бы заменил словом «локализация», это точнее отражает смысл того, что сделано. Объем работ колоссальный, но лучше всего результат локализации отражает то, что «КАМАЗ» в 2022 году ни на день не остановил производство. Даже наши совместные предприятия, интегрированные в 2022 году в состав компании, продолжают работать, наращивая объемы производства. Например, в двух видах коробок переключения передач, девяти- и шестнадцатиступенчатой, порядка 300 деталей были освоены «КАМАЗом» и российскими предприятиями. Такая же ситуация с двигателями 667 и 689: порядка 160 деталей на сегодняшний день локализованы, и работа продолжается.

— Она важна только для независимости от зарубежных поставок, или сказывается на качестве продукта?

— «КАМАЗ» извлекает пользу из этой сложной ситуации: локализация сопровождается обязательной модернизацией и улучшением потребительских характеристик продукта. К примеру, полным ходом идут работы по увеличению передаваемого крутящего момента в КПП, роботизации управления. По двигателям освоена топливная аппаратура, повышающая топливную экономичность. Для автомобилей поколения К5 пришлось осваивать свыше двух тысяч позиций, но в результате получен автомобиль с улучшенными потребительскими характеристиками: 13-литровый двигатель, 15-дюймовая бортовая информационная система, улучшенные интерьер, шумоизоляция и прочее. Можно сказать, что благодаря локализации мы получили три очевидных плюса: производство не остановилось, объемы выпуска растут, а характеристики продукции улучшились.

«В РАБОТЕ ЕЩЕ ПЯТЬ ПРОЕКТОВ РОБОТИЗАЦИИ»

— Несколько лет назад перед «КАМАЗом» была поставлена задача создать цифровое производство. Что это значит для технологов ТЦ и на какой уровень удалось выйти?

— Технологический центр — это посредник между НТЦ и производством. Качество и скорость работы ТЦ должны быть максимальны, чтобы обеспечить оперативный вывод продукта в производство, и без цифровизации не обойтись. Мы уже моделируем в 3D самые разные процессы: литье, сварку, штамповку, сборку и, соответственно, дорабатываем документацию, чтобы она вышла уже оптимизированной с учетом имеющегося оборудования, темпов, тактов и объемов производства. Далее сформированная документация попадает в отделы, которые занимаются «размаршручиванием» всего состава автомобиля. Здесь используется всем известный продукт — SAP.

— Это пройденные этапы, а каких цифровых решений ждать заводам в перспективе?

— Сейчас развиваются компетенции по двум очень важным направлениям. Первое — реалистичные имитационные модели производства, так называемые цифровые двойники. Они позволяют проанализировать и оптимизировать еще на этапе проектирования в режиме динамической симуляции всю работу будущего производства — производительность, такт, пооперационную обработку, логистические потоки. Для их создания в ТЦ сформирована команда, на днях она продемонстрировала цифровой двойник планируемой модернизации автоматической линии на АвЗ. И второе направление — роботизация. Самая ценная компетенция здесь — интеграция, а именно программирование, настройка, проектирование оснастки и инструмента под выполнение технологического процесса. Небольшая, но творческая команда, созданная под руководством главного конструктора ТЦ Айрата Фасхутдинова, успешно запустила роботизированную ячейку по сварке кронштейнов на ПРЗ. В работе еще пять проектов на ПРЗ и ЛЗ. Ключевые процессы, которые охватываются роботизацией в первую очередь — сварка и окраска (ПРЗ), потоки изготовления стержней, зачистки отливок (ЛЗ), доставка комплектующих (ЛЦ). Это бесценное подразделение, которое, уверен, в ближайшие годы вырастет в целую службу.

— Искусственный интеллект и роботизация не вытеснят людей с рабочих мест?

— Робот заменяет человека только там, где это необходимо. Он обеспечивает высокую производительность и качество, исключает человеческий труд в тяжелых и вредных условиях. Самые востребованные профессии сейчас — сварщики и маляры, и именно роботизация этих процессов решит вопрос нехватки рабочего персонала. Бояться, что для людей не останется работы, не надо. Люди будут нужны всегда.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+7

 

   

Комментарии (0)