Зачем Трампу Гренландия и каким путём он может получить её
- 20 января 2026 13:52
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Претензии президента Соединённых Штатов Дональда Трампа на захват Гренландии остаются главной темой мировых СМИ. Недавно американский лидер повысил градус напряжения, пригрозив ввести пошлины в отношении ряда европейских стран, если они не отдадут ему остров добровольно.
«Так или иначе, но Гренландия достанется нам. Всё, что меньше этого, неприемлемо», — заявил Трамп на прошлой неделе.
Как отмечают некоторые аналитики, ситуация дошла до того, что если Трампу так и не удастся заполучить Гренландию, то это будет выглядеть как крупная неудача на его втором президентском сроке. «Пути назад нет», — заявил Трамп сегодня. Однако перспектива, которую политик озвучивал с 2019 года, по-прежнему кажется настолько немыслимой, что многие до сих пор не верят, что президент США всерьёз вознамерился заполучить Гренландию, а не просто устроил очередное яркое шоу.
Так чего на самом деле добивается Трамп? Аналитики CNN рассмотрели несколько возможных вариантов.
Трамп троллит, отвлекает внимание или расширяет окно Овертона
Одна из самых популярных теорий относительно экстравагантных заявлений Трампа заключается в том, что американский лидер делает это просто для пущего эффекта.
Критики президента США считают историю с Гренландией преднамеренными «отвлекающими манёврами», призванными сместить акцент с действительно важных вещей, на которые следует обращать внимание.
Для союзников Трампа это хитрые приёмы троллинга, демонстрирующие психологическое превосходство Трампа над противниками, своего рода шахматная партия.
«Знаю, что всех вас обманом заставили клюнуть на приманку», — отметил в начале января сенатор-республиканец Кевин Крамер из Северной Дакоты по поводу использования Трампом армии в Гренландии.
Вполне возможно, что это действительно отвлекающий манёвр. Трамп считает, что лучше говорить о захвате Гренландии, чем о затяжной инфляции в США или стрельбе, устроенной иммиграционной службой в Миннеаполисе пару недель назад.
Не исключено, что ему просто нравится всех поддразнивать.
Возможно, Трамп пытается расширить окно Овертона — говорит о чём-то радикальном вроде захвата Гренландии, чтобы на таком фоне другие экспансионистские цели в Западном полушарии выглядели немного реалистичнее.
Трамп говорит серьёзно и хочет заставить Данию продать Гренландию
В пользу такой версии говорят его последние шаги с угрозами введения пошлин. Трамп давно высказывает данную идею — часто даже когда нет ничего, от чего он пытался бы отвлечь внимание общественности.
Такие действия очень хорошо согласуются с тем, что может являться главной внешнеполитической инициативой Трампа на данный момент — доминированием в Западном полушарии. Его администрация обозначила данную цель в документе по стратегии национальной безопасности в прошлом месяце. Похищение президента Венесуэлы Николаса Мадуро Мороса и попытки установить контроль над нефтяными ресурсами данной страны в последние недели свидетельствуют, что это серьёзная задача.
Трампу нравятся большие участки земли. Как и Венесуэла, Гренландия является подходящей целью по многим причинам — как с точки зрения стратегии, так и благодаря природным ресурсам. Хотя есть большие сомнения в реальной экономической эффективности их разработки.
Разумеется, свержение Мадуро в ходе многочасовой операции и при этом сохранение правительства у власти — это не то же самое, что захват полуавтономной территории, которая находится под контролем Дании. являющейся союзником по НАТО.
Президент США пока не рассматривает вариант применения военной силы, что было бы крайне радикальным решением. По всей видимости, такое решение потребовало бы вмешательства других стран НАТО для защиты Гренландии от США в соответствии со статьёй 5 Устава о взаимной обороне.
Всё это указывает на наиболее вероятный вариант: Трамп пытается оказать давление на Данию и Гренландию.
Угроза применения военной силы может быть всего лишь средством заставить Гренландию и Данию сесть за стол переговоров о передаче огромного острова. Трамп и его администрация в последние дни неоднократно заявляли о рычагах влияния и намерении использовать их в Западном полушарии.
Трамп настроен предельно серьёзно и применит силу, если потребуется
Проблема заключается в том, что Дания и Гренландия не идут навстречу. Они продемонстрировали практически нулевую готовность к переговорам.
«Гренландия никогда не продавалась и не будет продаваться», — сообщила член датского парламента от Гренландии Ая Хемниц Ларсен.
Конечно, такие слова могут быть переговорной позицией. Но перспектива продажи огромного участка земли кажется идеей из XIX века.
Согласно опросам, граждане Гренландии в подавляющем большинстве выступают против нахождения под контролем США. А лидерам Дании не нравится идея уступить вымогательству Трампа. После угрозы применения пошлин со стороны Трампа датское правительство демонстративно отказалось приехать на экономический форум в Давосе, главной звездой которого должен стать американский президент.
А если позиция Дании и Гренландии не изменится? Что предпримет Трамп? Действительно ли он будет рассматривать военный вариант?
В такой ситуации отказ от подобного сценария будет означать капитуляцию. Трамп доказал, что всё чаще готов использовать армию для достижения целей за рубежом и внутри страны. Похоже, что во время второго срока он либо всё меньше и меньше опасается радикальных мер, либо всё меньше и меньше людей вокруг него, которые могли бы им помешать.
Трамп может рассуждать, что НАТО на самом деле не будет защищать Гренландию, поэтому остров с 60 тысячами человек станет довольно лёгкой добычей.
«Никто не собирается воевать с США в вооружённом столкновении из-за будущего Гренландии», — пояснил в начале января советник Белого дома Стивен Миллер.
Но нет сомнений, что это стало бы огромной провокацией. Военное противостояние почти наверняка привело бы к разрыву отношений между США и европейскими союзниками.
Трамп относится к западному блоку с меньшим уважением, чем практически любой из последних президентов США. Но действительно ли он считает, что это того стоит?
Трамп говорит серьёзно, но речь идёт о заключении другой сделки
Проблема всей затеи заключается в том, что Гренландия почти никому не нужна, кроме Трампа. Недавний опрос компании SSRS для CNN показал, что лишь 25% американцев одобряют его попытки захватить Гренландию.
Многие республиканцы в конгрессе дали понять, что не поддерживают ни военный вариант, ни принуждение. В свете проблем с НАТО и пока безуспешных попыток законодателей ограничить полномочия Трампа по нанесению нового удара по Венесуэле конгресс может проголосовать против вторжения.
На прошлой неделе сенатор от Республиканской партии Лиза Энн Меркауски из Аляски представила двухпартийный законопроект, который запретил бы Трампу захватывать Гренландию силой.
Трамп обладает огромной властью как главнокомандующий, но отсутствие поддержки тоже имеет значение.
Исходя из уроков прошлого, наиболее вероятный исход заключается в том, что всё это приведёт к какому-то соглашению не о принадлежности Гренландии, а об её оборонных возможностях. В конце концов, это главная причина, по которой Трамп хочет захватить остров. И это поможет ему сохранить лицо, получив хоть что-то взамен.
Проблема заключается в том, что практически нет оснований полагать, что Трамп не мог бы получить Гренландию прямо сегодня, если бы это было всё, чего он хочет.
США имеют давнее соглашение об обороне с Данией и Гренландией, заключённое несколько десятилетий назад, и используют остров для различных целей. Фактически сейчас американское присутствие там исторически незначительно по сравнению с предыдущими десятилетиями.
«До сих пор не услышал от администрации ни единого слова о том, что нам нужно от Гренландии, чего этот суверенный народ не готов предоставить», — заявил на прошлой неделе в сенате республиканец Митч Макконнелл из Кентукки.
Трамп сообщил, что соглашений в сфере обороны будет недостаточно. Американский лидер утверждает, что владение территорией необходимо, поскольку в противном случае её захватят Россия или Китай. Трамп неоднократно намекал на присутствие в районе российских и китайских кораблей, которых, по всей видимости, на самом деле не существует.
На позапрошлой неделе Трамп заявил изданию The New York Times, что владение Гренландией «психологически необходимо для успеха».
«Думаю, что право собственности даёт то, чего вы не можете получить за счёт аренды или договора. Право собственности даёт вещи и элементы, которые вы не можете получить, просто подписав документ», — сказал Трамп.
Так что в отношении Гренландии Трамп выбрал максималистский подход. Похоже, скоро мир узнает, насколько серьёзны его намерения и насколько он может и готов им следовать.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: