Зачем Китай готовится к ядерной войне с США
- 22 августа 2025 01:34
- Виктор Войцеховский
Как сообщило в эту среду агентство Reuters, Китай, несмотря на демонстративные мирные заявления продолжает масштабную модернизацию и расширение своего ядерного арсенала. По мнению Reuters, это напрямую связано с приказом председателя Си Цзиньпина подготовить к 2027 году Народно-освободительную армию Китая (НОАК) к потенциальной конфронтации с США из-за Тайваня.
Если надо, ударим первыми
На этом фоне стратегическое командование вооруженных сил США и международные эксперты по контролю над вооружениями указывают на то, что ядерные амбиции Пекина больше не ограничиваются сдерживанием. Вместо этого они трансформируются в силу, способную бросить вызов американскому доминированию по всем трём направлениям ядерной триады: ракетам наземного базирования, баллистическим ракетам подводных лодок и стратегическим бомбардировщикам большой дальности.
В то время как Пекин подтвердил своё обещание «не применять ядерное оружие первым» в своей оборонной «Белой книге» 2023 года, эксперты предупреждали, что китайская доктрина становится всё более неопределённой. Согласно последней оценке Министерства обороны США, Китай может рассмотреть возможность нанесения первого ядерного удара, если потери, понесенные от обычных средств поражения, будут угрожать существованию режима Коммунистической партии или эффективности её сдерживающих сил. Эта доктринальная неопределённость вызывает все большие опасения в отношении вероятного тайваньского конфликта, где пороги эскалации могут оказаться опасно непредсказуемыми.
Ракетная модернизация
На сегодняшний день наземные ядерные силы Китая переживают самое драматичное расширение в истории. Межконтинентальная баллистическая ракета DF-41 является центральным элементом этой модернизации, с дальностью полета более 12 000 км и способностью нести до десяти разделяющихся головных частей индивидуального наведения (РГЧ ИН). Ее твердотопливная, дорожно-мобильная конструкция дает Ракетным силам НОАК высокую живучесть и затрудняет нацеливание США.
Ракета DF-31AG, являющаяся усовершенствованной версией DF -31A, увеличивает дальность удара до 11 200 км. Она базируется на самоходной внедорожной пусковой установке, повышая тем самым свою гибкость и живучесть.
В разряде тяжелых ракет остается жидкотопливная шахтная DF-5 °C (считающаяся крупнейшей МБР Китая), способная нести десять боеголовок с дальностью действия до 15 000 км. Это обеспечивает ей межконтинентальную досягаемость защищенных целей на Американском континенте.
Дополняют этот арсенал системы двойного назначения, такие как баллистическая ракета средней дальности DF-26, часто называемая «Гуамским убийцей» (дальность полета 4000 км), о которой «Ридус» рассказывал в своих предыдущих публикациях. Она способна нести, как обычную, так и ядерную боевую нагрузку, что предоставляет Пекину универсальную возможность нанесения ударов на всем театре военных действий.
На море
На море Китай укрепляет свой потенциал ядерного сдерживания с помощью баллистических ракетных подводных лодок типа 094A «Цзинь». Каждая лодка несет 12 баллистических ракет подводного базирования JL-2 с дальностью полета около 7200 км. Это позволяет наносить удары по американским базам на Гавайях и Гуаме. JL-2 представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету с одной боеголовкой. На данный момент Китай испытывает ее преемницу, JL-3, которая, как ожидается, будет иметь дальность более 10 000 км и сможет нести сразу несколько боеголовок.
После развертывания на борту подводных лодок следующего поколения типа 096, JL-3 даст Китаю возможность держать под угрозой материковую часть США, не покидая своих бастионов в Южно-Китайском море, что может стать значительным прогрессом в обеспечении выживаемости при ответном ударе.
В воздухе
В воздушной сфере ВВС НОАК модернизируют свой стратегический бомбардировочный флот, добавив H-6N, модификацию H-6K, способную осуществлять дозаправку в воздухе и оснащенную под крылатые ракеты воздушного базирования CJ-20, имеющие дальность полета 2000 км и, рассчитанные под несение ядерного оружия. Все это впервые со времен холодной войны возвращает бомбардировочную составляющую в ядерные силы Китая.
С другой стороны, бомбардировщики H-6N и H-6K являются, по сути, обновленной версией довольно старого советского самолета — Ту-16, что вызывает много вопросов относительно их эффективности в современной войне.
Это понимают и в Пекине, в связи с чем, китайские инженеры ведут разработку самого современного малозаметного бомбардировщика H-20. Но оценкам наблюдателей, он будет нести как ядерную, так и обычную полезную нагрузку с боевым радиусом более 8000 км. Это приведет к тому, что американские базы по всему Тихому океану окажутся в пределах досягаемости китайских ВВС.
Ожидается, что H-20 будет обладать передовыми технологиями малозаметности, большой продолжительностью полета и, возможно, сверхзвуковыми возможностями проникновения, что даст Пекину надежную воздушную ядерную ударную платформу большой дальности.
Фантастическое оружие
В арсенал Китая также входят тактические и региональные ядерные системы, призванные затруднить планирование США и их союзников. К ним могут относиться варианты гиперзвукового планирующего крыла DF-17 в ядерной конфигурации, сочетающие высокую маневренность со скоростью, превышающей 5 Махов, что значительно затрудняет их перехват существующими системами ПРО. Такие системы расширяют возможности сдерживания Китая за пределы стратегических ударов, что повышает риск эскалации в любом региональном конфликте.
«Минимальное сдерживающее средство»
С геополитической точки зрения, наращивание Китаем ядерного потенциала отражает более широкие усилия по обеспечению статуса великой державы и стратегического паритета с Соединёнными Штатами. Официальная риторика Пекина представляет свой арсенал как «минимальное сдерживающее средство», но масштаб строительства шахт, развертывания РГЧ ИН и диверсификации платформ свидетельствует о стремлении отговорить США от вмешательства в дела вокруг Тайваня или в Южно-Китайском море, сделав затраты на эскалацию неприемлемыми.
Это расширение также выполняет дипломатическую функцию, сигнализируя региональным державам, таким как Япония, Южная Корея и Австралия, что опора на расширенное сдерживание США несёт больший риск, поскольку Китай получает возможность одновременно держать под угрозой несколько городов и военных объектов. Создавая мощную триаду, Китай обеспечивает как выживание режима, так и возможность проецировать силу за пределы Азии, согласуя свою ядерную доктрину с более широкой геополитической стратегией, направленной на то, чтобы оспорить доминирование США в Индо-Тихоокеанском регионе и закрепить за собой место равноправного конкурента на мировой арене.
Это только для самообороны
Пекин отвергает обвинения в расширении ядерной программы, настаивая на том, что его усилия по модернизации носят оборонительный характер, и обвиняя США в преувеличении китайской угрозы для оправдания собственных стратегических развёртываний. Однако масштабы, скорость и секретность наращивания меняют баланс региональной безопасности и вызывают переориентацию среди союзников США, таких, как Япония и Южная Корея, где обостряются споры о совместном использовании ядерного оружия и местных вариантах сдерживания.
Для Вашингтона эта гонка — уже не просто мониторинг ядерного усиления Китая, а подготовка к будущему, в котором Пекин будет обладать арсеналом, сопоставимым с Соединенными Штатами.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: