+0
Сохранить Сохранено 7
×

Зачем Иран подкладывает России очередную свинью


Зачем Иран подкладывает России очередную свинью

© Коллаж/Ridus

В последние несколько дней Иран — едва ли не самая упоминаемая страна в международных сводках новостей. С одной стороны, это связано с желанием американского президента «пообломать» политические амбиции только что вышедшей из-под санкций Исламской Республики, с другой — с активной демонстрацией ее поддержки со стороны России.

На этом фоне достаточно странными выглядят последние действия Тегерана в отношении Москвы, протянувшей ему руку помощи и рассматривающей его в качестве стратегического союзника в Ближневосточном регионе.

Воздушная подножка

Не далее как вчера стало известно, что вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин по «техническим причинам» отменил поездку в Тегеран на встречу с вице-президентом страны по науке и технологиями Сореной Саттари и министром обороны Хосейном Дехганом.

Как сообщает «Коммерсантъ», основной «технической причиной» стало разглашение иранской стороной о неких секретных переговорах, которые якобы должны были быть посвящены отказу Ирана закупать у России гражданские авиалайнеры Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Вместо этого после снятия Западом «авиационных» санкций Тегеран активно приступил к переговорам с компаниями Boeing и Airbus относительно закупок их самолетов.

Напомним, что в конце 2016 года стало известно, что Тегеран приобретет 100 пассажирских самолетов Airbus на общую сумму 18 млрд долларов, в том числе 46 единиц семейства А320, 38 — А330 и 16 — А350 соответственно. Все самолеты поступят в распоряжение иранской государственной авиакомпании Iran Air. Причем первые поставки начнутся уже в 2017 году.

Данная сделка дезавуировала достигнутую ранее российско-иранскую договоренность о закупке Тегераном от двух десятков до сотни SSJ-100. По словам Дмитрия Рогозина, одна из крупнейших авиакомпаний Ирана якобы провела переговоры с Объединенной авиастроительной корпорацией, по результатам которых предполагалось, что в течение пяти лет Россия должна поставить Тегерану около 100 самолетов Superjet.

SSJ-100© Сергей Бобылев/ТАСС

Вполне вероятно, что на переговорах, в которых должен был участвовать российский вице-премьер, могла идти речь о неких компромиссах с иранской стороны, открывающих SSJ-100 лазейку на иранский рынок. Тот факт, что эта информация оказалась «слита» в открытый доступ представителями Ирана, действительно осложняет ситуацию и ухудшает переговорную позицию России, в связи с чем демарш Дмитрия Рогозина кажется вполне объяснимым. Нельзя исключать и того, что «слив» был преднамеренным и целью его как раз и являлось отвадить российскую сторону от дальнейших переговоров по SSJ-100.

Восточный базар

Надо признать, что «неожиданные ходы» — достаточно распространенный прием иранской стороны во взаимоотношениях с Россией. Со времен Грибоедова и до строительства АЭС в Бушере Иран являлся для России достаточно сложным и не самым надежным партнером, постоянно отказывающимся от уже достигнутых соглашений или требующим их пересмотра в самый неподходящий момент.

Ситуация с российскими самолетами является классическим тому примером. Поэтому все претензии российская сторона, плохо помнящая историю и не просчитавшая последствия снятия «авиационных» санкций, может предъявлять только себе.

Что же касается Тегерана, то он ведет себя подобно торговцу на восточном базаре, широко улыбающемуся покупателям, но при этом ставящему во главу угла только собственную выгоду. Точно так же Иран заливает сегодня мировой рынок нефтью, наплевав на его затоваренность и попытки ОПЕК и России стабилизировать цены.

Размер имеет значение

И все же огульно обвинять Иран в нарушении договоренностей по SSJ-100 было бы не совсем правильно. Конечно, «финт ушами» с отказом от нескольких десятков «сухих» — не самое лучшее, чем Тегеран мог бы ответить Москве за многолетнюю поддержку. Но здесь также необходимо понимать и то, что в сложившейся ситуации иранская сторона не может идти вразрез с собственными интересами.

Дело в том, что закупку российских Superjet Тегеран, по всей видимости, рассматривал на этапе, когда еще не было известно, будут ли сняты «авиационные» санкции или нет. В этой ситуации российское предложение действительно казалось интересным, так как стоимость SSJ-100 значительно ниже, да и договориться с Москвой Тегерану на тот момент было гораздо проще.

© Ольга Соколова/Ridus.ru

Однако когда вопрос с санкциями оказался окончательно разрешен и в страну потекли деньги от продажи скопившейся за время санкций нефти, иранские авиационные власти и авиакомпании поспешили сменить приоритеты. И здесь звезды выстроились явно не в пользу российских авиапроизводителей.

В продуктовой линейке Airbus самыми ходовыми являются модели, вместимостью свыше 150 кресел, — пояснил «Ридусу» руководитель агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Все узкофюзеляжные модели сегодня тяготеют к вместимости порядка 200 кресел, тогда как SSJ-100 — это прежде всего машина для местных перевозок с вместимостью около 100 пассажиров.

По словам эксперта, у Ирана большой парк довольно старых и топливно-неэффективных самолетов, но в размерности 150−200 кресел. И именно их иранцы хотят заменить в первую очередь.

То есть поняв, что возобновления санкций пока не предвидится, и занявшись обновлением собственного парка самолетов, Иран совершенно справедливо решил начать с наиболее распространенной категории машин, вмещающей 150−200 пассажиров. И здесь стоместный Superjet помочь ему ничем не может.

Теоретически иранское окно возможностей для российских авиапроизводителей еще не захлопнулось окончательно. Удовлетворив потребности в среднеразмерных самолетах, Иран возьмется и за машины для местных перевозок. И здесь у SSJ-100, возможно, есть определенные шансы. Не исключено, что именно они и могли стать предметом переговоров, участие в которых якобы должен был принять Дмитрий Рогозин.

Другое дело, что приоритет этой темы для Тегерана определенно ниже, по сравнению с сегодняшними закупками, да и останутся ли после этого у иранской стороны деньги на стоместные лайнеры — неизвестно. Возможно, именно это и послужило причиной неожиданного информационного слива, заставившего российского вице-премьера отказаться от переговоров.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (6)

  • maclen0k
    maclen0k 15 февраля 2017

    нюанс, о котором не упомянул автор. в с_джет присутствуют американские запчасти. и для экспорта требуется одобрямс американской стороны.

    Ответить
    0 +
  • Constantine
    Constantine 15 февраля 2017

    чего это? это что за новости? а если одобрямс не будет, тогда что?

    Ответить
    1 +
  • maclen0k
    maclen0k 15 февраля 2017

    а если новостей не будет, тогда что?

    Ответить
    0 +
  • Петр
    Петр 15 февраля 2017

    Одобрямс нужен, если стоимость американской продукции в изделии более 10% от его стоимости, а это очень легко обойти. Вы поднимаете цену самолета, а потом возвращаете добавленную стоимость при покупке каких нибудь ковров

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 15 февраля 2017

    грустно, но без чужих технологий - мы ближе к ковру-самолету. такие коврижки.. ЗЫ страна, что первая вышла в космос..

    Ответить
    0 +
  • Heitor
    Heitor 15 февраля 2017

    Реклама, пиар и пробивные дядьки все решают (от самолетов до телефонов), у Запада с этим все хорошо, в России только зачатки всего этого, усугубляемые дураками, копирующими не впопад и не к месту все из западных книг, не учитывая ни менталитет ни финансовой составляющей... Маразма короче!

    Ответить
    0 +