Зачем французские истребители учатся «лопать шарики» ракетами «воздух — воздух»
- 14 июля 2025 01:29
- Виктор Войцеховский
Всеобщая военная истерия постепенно накрывает ещё недавно мирную и беспечную Европу. Напуганные Россией и Китаем страны Старого Света спешно готовятся к сопротивлению любому вторжению, будь то суша, море, воздух или даже космос… к счастью, пока только ближний.
Некоторое время назад французские лётчики-истребители провели практические занятия по уничтожению высотных аэростатов в рамках учений на фоне возобновившихся опасений по поводу аэростатов-шпионов. Как выяснилось позже, французские ВВС интересовали не только китайские воздушные шары. Лётчики Пятой республики попытались проверить, насколько эффективными окажутся их ракеты «воздух — воздух» на высотах, где земная атмосфера переходит в ближний космос. О том, что данное пространство в ближайшей перспективе может стать новым полем боя, европейские стратеги утверждают достаточно давно. По их мнению, овладевший техникой эффективного боя в таких условиях преуспеет в предстоящей битве за ближний космос.
Ближний космос — зона стратегических интересов Франции
Как заявил министр обороны Франции Себастьен Лекорню, в июне самолёты Rafale и Mirage 2000 осуществили первые запуски ракет MICA по стратосферным аэростатам на запредельных высотах.
Испытание является частью французской стратегии по работе в ближнем космосе — стратегической и спорной зоне, где страны вроде Китая запускают шпионские аэростаты. Действительно, огромные воздушные шары могут нести современное оборудование для скрытного наблюдения и вызывают беспокойство у стран Запада. Они могут перемещать и любой другой, зачастую опасный груз.
Как заявил Лекорню, запредельные высоты становятся «зоной конфликта», в связи с чем проведённые испытания являются первой вехой в стратегии Вооружённых сил в данном регионе.
Французские военные чиновники и многонациональная европейская группа (MBDA), производящая использованную в испытаниях ракету класса «воздух — воздух» MICA IR, определяют запредельную высоту как область атмосферы на расстоянии от 20 до 100 километров над поверхностью Земли.
Лекорню заявил, что испытания «вывели технические возможности самолёта, его пилота и вооружения за пределы 20-километровой высоты». Максимальная высота полёта обоих участвовавших в испытаниях самолётов составляет 16 километров.
«Мы должны задать вопрос, на какой высоте наши системы вооружения всё ещё могут эффективно работать», — сказал Лекорню.
Ближний космос, где проводились недавние испытания, представляет собой верхнюю часть земной атмосферы, значительно выше той области, где летает большинство самолётов, но ниже того места, где начинается открытый космос.
Министерство Вооружённых сил Франции назвало его «желанным пространством», которое обладает оперативными преимуществами, но в то же время может быть использовано для оспаривания суверенитета других стран. Лекорню назвал данную область «всё ещё плохо регулируемой серой зоной». Министр заявил, что ближний космос находится «в центре стратегических амбиций нескольких держав». Это район, где возникают новые угрозы и вызовы (например, разведывательные аэростаты), который привлекает всё больше внимания военнослужащих.
И снова воздушные шары
Министерство Вооружённых сил Франции заявило, что одним из «самых показательных эпизодов», демонстрирующих, насколько плохо регулируется данная территория, стал перехват США китайского разведывательного аэростата в 2023 году.
Французское министерство отметило, что аэростат несколько дней летал над территорией США, прежде чем подвергся перехвату.
Действительно, китайский воздушный шар, который Пентагон идентифицировал как средство наблюдения, в течение недели находился над Северной Америкой, пролетая над Аляской, Канадой и прилегающими территориями США, прежде чем был сбит ракетой Sidewinder с истребителя F-22 Raptor у побережья Атлантического океана.
«Инцидент наглядно продемонстрировал сложность обнаружения и перехвата угроз, возникающих в данном атмосферном слое. Происшествие раскрыло стратегический потенциал очень большой высоты для разведки и скрытого протеста», — заявили в министерстве.
Отвечающий за операции на критических высотах в составе французских ВВС и Космических сил генерал Алексис Ружье заявил в июне, что беседовал с участвовавшими в уничтожении аэростата американскими пилотами F-22. Их беседы помогли подготовить французские испытания.
Это политическая, а не военная проблема
С другой стороны, по-прежнему существуют сомнения, что высотные шары действительно ведут нежелательное наблюдение, особенно за секретными военными объектами.
Отставной полковник морской пехоты Марк Канчиан, являющийся сегодня старшим советником в Центре стратегических и международных исследований, сообщил изданию Business Insider, что воздушные шары представляют собой в основном политическую проблему. По его словам, проблема, с которой США столкнулись в связи с инцидентом с китайским разведывательным воздушным шаром в 2023 году, заключалась в том, где и когда его сбивать, поскольку «неизвестно, где и на кого он приземлится».
«Это действительно политическая сторона вопроса, которая очень чувствительна», — отметил Канчиан.
Эксперты предполагают, что запуск разведывательного шара задумывался как политическое послание, чтобы показать, как Китай может проникнуть в воздушное пространство США, и проверить реакцию страны на данное вторжение.
Американские военнослужащие рекомендовали не сбивать китайский воздушный шар над сушей, предупредив, что обломки могут нанести вред людям и инфраструктуре. Задержка с перехватом вызвала внутренние споры и обвинения. Когда ВВС США наконец сбили его, встал вопрос о глубоком дисбалансе затрат на использование истребителя пятого поколения и ракет класса «воздух — воздух», каждая из которых стоит около 400 тысяч долларов.
Это не просто воздушные шары
Высотные аэростаты-разведчики не являются новинкой. Они существуют с 1950-х годов. Технология их производства и запуска относительно дёшева. Использование шаров в военных или шпионских целях легко опровергнуть, представив их запуск как инструмент метеорологических исследований, а не средство наблюдения. После инцидента с китайским аэростатом-разведчиком Пекин заявил, что устройство являлось сбившимся с пути метеозондом.
Воздушные шары значительно усовершенствованы по сравнению с ранними моделями. Они продолжают существовать благодаря возможности подниматься на большие высоты, долговечности, низкой стоимости и неоднозначности применения.
Шары предлагают возможности, выходящие за рамки использования самолётов-разведчиков вроде американского U-2 Dragon Lady и даже спутников. Современные разведывательные шары представляют собой сочетание проверенных технологий и постоянных инноваций.
Современные воздушные шары могут нести гораздо более продвинутые возможности наблюдения вроде многоспектральных локаторов высокого разрешения, аппаратов электронной разведки и многого другого.
Высотные аэростаты-разведчики могут стать причиной множества проблем: от сбора разведданных до вынуждения противника тратить значительно более дорогое оружие для их уничтожения.
Китай, который ранее хвастался способностью лётчиков-истребителей сбивать разведывательные воздушные шары, теперь осуществляет полёты воздушных шаров не только над США, но и над Тайванем.
Экспериментировала с разведывательными воздушными шарами и Индия. А армия США по-прежнему видит их ценность на поле боя, приняв в начале 2025 года решение о продвижении программы стоимостью 4,2 миллиарда долларов по разработке аэростатов для постоянной системы наблюдения.
И снова ближний космос
По данным Министерства вооружённых сил Франции, программа отслеживания аэростатов в ближнем космосе включает в себя радары ПВО, новые радары дальнего и сверхвысокочастотного диапазона, спутники обнаружения, компонент перехвата в виде истребителей и ракет. Франция рассматривает возможность разработки наземных лазеров для их использования в космосе.
Компания MBDA в понедельник охарактеризовала критическую высоту как «всё более спорную зону конфликта». Испытания названы беспрецедентными, поскольку «продемонстрировали возможность нейтрализации нового типа угрозы». Компания отметила, что угрозы в данных слоях атмосферы включают шпионаж и наблюдение. Среди других потенциальных угроз, помимо воздушных шаров, отмечены беспилотники и гиперзвуковые ракеты.
Оба участвовавших в недавних испытаниях самолёта являлись французскими:
- Mirage 2000, производимый французской компанией Dassault Aviation;
- Rafale, считающийся истребителем 4,5-го поколения.
В отличие от многих союзников, Франция отдаёт приоритет внутренней оборонной промышленности и не использует иностранные истребители вроде современных американских F-35, приобретённых рядом европейских стран.
Министерство вооружённых сил Франции заявляет, что страна намерена занять верхние слои атмосферы «национальными платформами в духе технологического суверенитета». Такая цель включает в себя ускорение некоторых проектов, таких как BalMaN, собственный французский проект разведывательного аэростата, и сверхдальний беспилотник на солнечных батареях Zephyr.
Министерство охарактеризовало ближний космос как «юридически неопределённый — не регулируемый полностью воздушным правом и не охватываемый полностью космическим правом». В заявлении говорится, что такая неопределённость «подпитывает растущую конкуренцию между державами в области, где технические возможности обнаружения, перехвата или управления остаются ограниченными».
По словам Лекорню, важно начать работать в данной области, чтобы не отставать, как это уже сделали многие западные страны в сфере беспилотных технологий.
«Речь идёт не о том, чтобы снова переживать задержку в развитии беспилотников. Мы должны присутствовать в данной развивающейся сфере уже сейчас», — резюмировал Лекорню.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: