+80
Сохранить Сохранено 7
×

За что не судили гроссадмиралов Гитлера


За что не судили гроссадмиралов Гитлера

«Морское право во время войны было в течение долгого времени предметом прискорбных споров…» — к такому выводу пришли высокие договаривающиеся стороны на Парижском конгрессе при участии Австрии, Великобритании, Пруссии, России, Сардинии, Турции и Франции в 1856 году, проведенном с целью завершения Крымской войны.

Тогда были приняты конвенции о нейтрализации и демилитаризации Чёрного моря, проливов Босфор и Дарданеллы и Аландских островов, запрещено каперство и определены требования к морской блокаде. Однако споры не закончились, они продолжались с той периодичностью, с которой гремели войны, или в преддверии их.

Очередные попытки «договориться» были предприняты на первой (1899) и второй (1907) Гаагских конференциях мира. При этом на второй конференции, как никогда в последующем, было уделено много внимания морским вопросам: из тринадцати принятых конвенций восемь посвящались ведению войны на море, в том числе по отношению к торговым судам.

Но и это не принесло желаемого результата.

Тогда ещё никто не догадывался об эффективности подводных лодок, которая была продемонстрирована немцами в Первой мировой войне. Не считаясь с нормами международного права, Германия потопила 5554 судна Великобритании и её союзников тоннажем около 12,2 миллиона БРТ.

Итоги войны, побеждённые и победители известны. 18 командиров германских подлодок были объявлены военными преступниками (Костенко В. П., «Роль коммерческого тоннажа в ходе мировой войны»).

Спор продолжался, озабоченные растущей морской мощью друг друга в послевоенный период Великобритания, Италия, США, Франция и Япония провели ряд конференций по ограничению морских вооружений (Вашингтонская 1921–1922 годов, первая Лондонская 1930 года, вторая Лондонская 1935–1936 годов), на каждой из которых обсуждался вопрос о правилах подводной войны против торгового флота. Обсуждение завершилось подписанием Лондонского протокола с Правилами о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время, к которому присоединились Германия и СССР.

Адмирал Карл Дёниц
Адмирал Карл Дёниц.© warspot.ru

Однако с началом Второй мировой войны ситуация повторилась. Уже 3 сентября 1939 года западнее Гебридских островов немецкая подлодка U-30 под командованием Фрица-Юлиуса Лемпа без предупреждения торпедировала безоружный британский лайнер «Атения».

Немецкое командование приняло все меры для сокрытия этого факта, вплоть до подделки документов и организации мощной пропаганды, направленной на обвинение Великобритании в этом преступлении.

Флот фашистской Германии стремился смыть позор Версальского договора и под руководством Э. Рёдера и К. Дёница взять реванш за поражение в предыдущей войне, для чего все методы были хороши.

Подтверждением этому являются факты из материалов Нюрнбергского трибунала.

  1. 22 сентября 1939 года меморандумом германского военно-морского штаба подводным лодкам разрешалось топить без предупреждения любое судно, идущее без огней, оправдывая это в военном дневнике (вахтенном журнале. — Прим. автора) как происшедшее в связи с тем, что торговое судно было принято за военный корабль или вспомогательный крейсер.
  2. 16 октября 1939 года меморандум германского военно-морского штаба предусматривал ведение морской войны в самой безжалостной форме.
  3. 30 декабря 1939 года подводным лодкам было предписано топить без предупреждения все суда у побережья противника, в том числе нейтральные в районах, где это может быть отнесено за счет подрывов на минах.
  4. 30 января 1941 года Гитлер объявил: «Каждое судно, идущее с конвоем или без, которое появляется перед нашими торпедными аппаратами, должно быть торпедировано».
  5. 17 сентября 1942 года в приказе К. Дёница указывалось: «Никаких попыток не следует делать для того, чтобы спасать членов экипажей потопленных судов. Это распространяется на вылавливание людей из воды и помещение их в спасательные лодки, выправление перевернутых спасательных лодок и снабжение людей пищей и водой. Спасение команд противоречит элементарным требованиям ведения войны — уничтожению вражеских судов и команд».
Адмирал Карл Дёниц
Адмирал Карл Дёниц.© greelane.com

Следуя указаниям своих руководителей, только за первый год войны германский флот совершил 112 незаконных нападений и потопил без предупреждения 79 судов. Дальше — больше, приведу некоторые и далеко не единственные примеры.

В 1940 и 1942 годах фон Руктешелль (подводник в Первой мировой войне), командуя вспомогательными крейсерами HSK-3 «Виддер» и HSK-9 «Михель», приказывал стрелять по торговым судам без предупреждения и цинично расстреливал их экипажи.

В 1942 году караван невооруженных судов СССР в составе буксирных пароходов «Комсомолец», «Норд» с буксируемыми «Комилес», баржи П-4 и лихтера Ш-500, следуя без охранения из Хабарова в Нарьян-Мар, был обстрелян артиллерией немецкой подводной лодки U-209, которая потопила буксируемые суда, подожгла «Комсомолец» и расстреляла оказавшихся в воде людей. Погибли 305 человек. После ухода U-209 уцелевший «Норд» спас 20 человек.

В 1944 году командир подлодки U-852 Хайнц-Вильгельм Экк без предупреждения потопил греческое судно «Пелеус» и хладнокровно с помощником и корабельным врачом расстрелял из пулемётов плот со спасшимися моряками.

Предать справедливому суду удалось немногих. Из 1175 построенных за время войны германских подводных лодок 768 (65%) были уничтожены. Фриц-Юлиус Лемп погиб при невыясненных обстоятельствах во время захвата англичанами подлодки U-110 в 1941 году. Британский военный трибунал в Гамбурге приговорил к расстрелу фон Руктешелля и Хайнца-Вильгельма Экка с подчинёнными по обвинению в убийстве моряков, потерпевших кораблекрушение. Некоторые отделались «лёгким испугом», отсидев сроки в тюрьмах и возвратившись в ФРГ. Международным трибуналом Э. Рёдер был приговорён к пожизненному заключению (освобождён по состоянию здоровья в 1955 году), К. Дёниц — к десяти годам (отбыл наказание в полном объёме).

Несмотря на однозначность оглашённых приговоров, есть основания полагать, что они были смягчены благодаря протянутой «руке помощи», о чём в своих мемуарах написали оба адмирала.

Из книги Э. Рёдера «Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935–1943 годы»:

«Обвинение намеревалось доказать нашу вину (в части, касающейся ведения подводной войны. — Прим. автора), используя все возможные средства. В резком контрасте с этим проявилось отношение, выраженное в письменных показаниях, сделанных британским адмиралтейством и адмиралом Нимицем, командующим американскими военно-морскими силами на Тихом океане, в нашу пользу».

Из книги Карла Дёница

«Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне»: «В ясных и лояльных показаниях адмирала США Нимица на процессе в Нюрнберге 11 мая 1946 года говорилось: „В интересах оперативного руководства войной против Японии Тихий океан был объявлен зоной военных действий. Командующий военно-морскими силами 7 декабря 1941 года приказал вести против Японии неограниченную подводную войну“».

«…принимая во внимание тот факт, что в Англии еще в мирное время для торговых судов были изданы инструкции, которые лишали их статуса торговых судов, а также издание во время войны в США и Англии инструкции по ведению подводной войны, Нюрнбергский трибунал осудил меня отнюдь не по обвинениям, выдвинутым против осуществлявшейся Германией подводной войны».

Ведь не зря в заявлении главного обвинителя от Великобритании отмечалось: «Мы не должны строить обвинение лишь на нарушении общепринятых правил ведения войны в том виде, как они сформулированы в Лондонских протоколах 1930 и 1936 годов, подписанных Германией и запрещающих потопление без предупреждения или даже с предупреждением, если не были приняты необходимые меры для спасения пассажиров и команды». В противном случае американцев надо было тоже отдавать под трибунал за потопление не только безоружных японских, но и советских теплоходов «Кола» и «Ильмень», атакованных в феврале 1943 года американской подлодкой «Софиш» юго-восточнее острова Кюсю. Уцелевшие и оказавшиеся за бортом моряки теплохода «Кола» плыли в сторону выброшенных в море взрывной волной шлюпок и спасательных плотов, когда в 300–350 метрах от них всплыла подводная лодка. В течение десяти минут она оставалась вблизи них, но на помощь не пришла (Вайнер Б. А., «Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне»).

Как говорили древние, manus manum lavat… Морское право в войне так и осталось предметом «прискорбных споров», позволяющим англосаксам применять двойные стандарты.

Нам важно ваше мнение!

+80

 

   

Комментарии (0)