Южная Корея поможет сделать судостроение США снова великим
- 29 октября 2025 15:47
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Президент Соединённых Штатов Дональд Трамп хочет, чтобы в Америке строилось больше кораблей. Ему понадобится иностранная помощь. Ключевую роль в данных усилиях, которые администрация рассматривает как вопрос национальной безопасности и экономический императив, играет южнокорейский судостроительный гигант Hanwha Ocean, в 2024 году приобретший верфь Philly Shipyard в Пенсильвании.
Подобный шаг является стержнем более широкой стратегии противодействия доминированию Китая в данной области, которое даёт Пекину значительное военное и экономическое преимущество перед США, чьи судостроительные возможности по сравнению с Поднебесной весьма ограничены. Судостроение может сыграть решающую роль в торговых переговорах между Республикой Кореей и США.
«Всем известно, что объёмы судостроения в США значительно сократились за последнюю пару десятилетий. Приветствуем их опыт, их капитал и общее сотрудничество», — заявил изданию Politico высокопоставленный представитель Белого дома.
Во время посвящённой 250-летию Военно-морского флота речи в Норфолке, штат Вирджиния, Трамп заявил, что «некогда великие» американские верфи скоро оживут с помощью сотен миллиардов долларов новых инвестиций и приезжающих со всего мира людей, которые «будут строить корабли в Америке».
Важный визит
На неделе Трамп прибывает в Южную Корею, что станет его третьей остановкой в рамках недельной поездки по Азии. Ожидается, что американский лидер встретится с новоизбранным президентом Ли Джэ Мёном, выступит с речью перед представителями бизнеса и посетит ужин с главами других государств. Визит проходит на фоне обострения напряжённости между Южной Кореей и США из-за обещанных Сеулом инвестиций в размере 350 миллиардов долларов, включая 150 миллиардов долларов на сотрудничество в области судостроения.
Администрация Трампа хочет, чтобы данные деньги стали прямыми инвестициями корейского правительства. Южная Корея хочет, чтобы они поступили от частных компаний вроде Hanwha. Годовой валовой внутренний продукт Южной Кореи составляет всего 1,7 триллиона долларов. Некоторые чиновники опасаются, что прямые инвестиции приведут к финансовому кризису.
Однако такие инвестиции могут ещё больше разозлить Китай, контролирующий сегодня примерно 71% мирового океанского судостроения. Напряжённость сохраняется после того, как в начале октября Китай ввёл санкции против пяти американских дочерних компаний Hanwha.
Министр финансов США Скотт Кеннет Гомер Бессент в понедельник заявил, что соглашение с Южной Кореей вряд ли будет заключено до прибытия Трампа, поскольку оба правительства продолжают согласовывать детали первоначального соглашения о ставках пошлин, достигнутого в июле.
Пока точное соотношение государственных, частных и суверенных инвестиций ещё обсуждается, Hanwha объявила о выделении примерно пяти миллиардов долларов США в качестве первоначального финансирования.
Выгодное партнёрство
Судостроение даёт южнокорейцам возможность завоевать расположение Трампа и показать, что они тратят значительные средства на укрепление американской торговой мощи и возрождение некогда процветающих отраслей. Они назвали свою кампанию «Сделаем американское судостроение снова великим» и этим летом прибыли в Белый дом в красных кепках в стиле MAGA.
«Необходимо признать всё то, что Южная Корея уже делает, в том числе в секторе судостроения», — сказал источник Politico, знакомый с американо-южнокорейскими инвестиционными переговорами.
Такое партнёрство с США могло бы поддержать интересы Южной Кореи в судостроении, где страна занимает второе место в мире после Китая и продолжает набирать обороты.
Представители Hanwha вместе с другими крупными южнокорейскими компаниями прибыли в октябре в Мар-а-Лаго, чтобы обсудить с Трампом планы инвестиций в Америку, поскольку торговые переговоры между двумя странами, которые в конечном итоге могут определить ставки пошлин, достигли критической точки.
«Цель — передача знаний и технологий. Так можно наверстать упущенный за десятилетия опыт», — заявил Politico директор по стратегии Hanwha Алекс Вонг, до лета занимавший пост заместителя советника Трампа по национальной безопасности.
Трамп явно поддерживает идею, заявив журналистам в понедельник на борту Air Force One, что его администрация разрабатывает «совершенно новый» визовый план для привлечения южнокорейских и других иностранных производственных экспертов. Американский президент отметил, что некоторые заводы производят «очень сложное, высокотехнологичное оборудование», для использования которого американцам потребуется обучение.
«Им придётся нанять людей на какое-то время, чтобы научить наших. Но даже в течение довольно длительного периода им потребуются экспертные знания, чтобы добиться успеха», — отметил президент.
В августе руководители Hanwha и Ли посетили верфь в Филадельфии и объявили о заказе 12 новых судов. Президент Южной Кореи заявил на церемонии, что судостроение будет символизировать «рост, возможности, мечты и надежду» для молодых американцев.
Помимо радикального расширения мощностей по судостроению в США с нынешних двух судов в год до двадцати, включая суда для перевозки сжиженного природного газа, Hanwha намерена обучать американских рабочих передовым корейским технологиям судостроения, таким как автоматизированная сварка, системы инвентаризации на основе искусственного интеллекта и цифровая сборка.
«Наш союзник Южная Корея является судостроителем № 2. С инвестициями, которые Hanwha вкладывает в расширение своей верфи и её модернизацию с привлечением большего количества рабочей силы, вы начнёте видеть отдачу от этих инвестиций, поскольку будет размещаться больше заказов на американские суда», — сказал старший научный сотрудник Heritage Foundation Брент Сэдлер.
Насущная база
Гигантская пекинская верфь «Цзяннань» ежегодно производит больше судов, чем все американские верфи вместе взятые. Белый дом рассчитывает, что корейские инвестиции помогут оживить американскую промышленность, которая значительно отстала от мировых стандартов, что ставит США в невыгодное положение по сравнению с главным экономическим и военным соперником.
Сэдлер заявил, что остановившая мировые цепочки поставок примерно на неделю блокада Суэцкого канала, политика Пекина по борьбе с COVID-19 и закрытие на день крупнейшего в мире контейнерного порта убедительно доказали, что судоходство является вопросом национальной безопасности, «а у США его нет».
Это промышленное доминирование трансформируется в военный рычаг. В случае кризиса, будь то конфликт из-за Тайваня или блокада через узкие места вроде Малаккского пролива или Баб-эль-Мандебского пролива, США могут столкнуться с трудностями при транспортировке грузов или демонстрации военно-морской мощи.
«Мы потеряли коммерческую основу, на которой зиждется наше морское могущество. Без этой базы невозможно восстановить или отремонтировать флот», — заявил Politico бывший сотрудник Совета национальной безопасности.
Чтобы восстановить эту базу, США обращаются к союзникам в Индо-Тихоокеанском регионе, особенно к Южной Корее. Помимо Hanwha, переговоры о покупке американской верфи ведёт HD Hyundai Heavy Industries. В августе компания создала новое предприятие под названием Cerberus Maritime совместно с Cerberus Capital Management, бывший генеральный директор которой Стивен Файнберг сейчас занимает пост заместителя министра обороны.
В воскресенье на Форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Южной Корее компания HD Hyundai Heavy Industries и американская судостроительная компания HII подписали соглашение о совместной разработке вспомогательных судов для ВМС США и объединении цепочек поставок двух стран. Компании договорились о заключении контракта на проектирование судна снабжения нового поколения для ВМС США, объединив опыт Hyundai с разработками HII.
Hanwha и Hyundai участвуют в торгах и получают ряд контрактов, традиционно принадлежащих верфям ВМС США на Западном побережье. Это может помочь сократить существующие задержки, позволив региональным предприятиям ремонтировать вспомогательные и логистические суда ближе к зонам развёртывания. В ответ на такое сотрудничество Китай ввёл санкции против американских дочерних компаний Hanwha.
«Это был сигнал Пекина третьим странам: не сотрудничайте с США, чтобы противостоять нам, иначе будут последствия», — пояснила научный сотрудник Центра исследований политики Восточной Азии при Брукингском институте Патрисия Ким.
Подводные рифы
После того как американские профсоюзы настояли на проведении правительством США расследования доминирования Китая на море, Белый дом объявил о введении портовых сборов для принадлежащих и эксплуатируемых Китаем судов в размере 50 долларов за тонну с середины октября и с ежегодным повышением. Такой шаг вызвал ответные действия Пекина, который ввёл аналогичные сборы для американских судов.
Тем временем конгресс пытается усилить судостроение. Сенаторы Тодд Янг (республиканец от штата Индиана) и Марк Келли (демократ от штата Аризона) продвигают законопроект «Корабли для Америки», предусматривающий создание Фонда морской безопасности для направления доходов от портовых сборов на американские верфи. Профсоюзы призывают законодателей действовать быстро и предупреждают, что контроль Китая над мировым судостроением с каждым днём растёт.
По словам Янга, Южная Корея играет ключевую роль в предоставлении капитала и опыта для обучения американских рабочих. Однако сотрудничество осложнилось недавним иммиграционным рейдом на завод Hyundai в Джорджии, который привёл к задержанию 475 рабочих, в основном граждан Южной Кореи.
Спустя несколько недель Вашингтон разрешил южнокорейским сотрудникам работать по краткосрочным визам или в рамках программы безвизового въезда, чтобы помогать в строительстве промышленных объектов в Америке. Такой шаг снизил градус напряжённости, но проблема осталась нерешённой.
Ещё один спорный момент — насколько Вашингтону комфортно переносить судостроительные работы в Южную Корею. Янг, сторонник американского производства, заявил, что открыт для ограниченной кооперации в производстве, если это укрепит Америку и позволит сохранить внутренние рабочие места. По его словам, лозунг «Америка прежде всего» не означает, что Америка находится в одиночестве.
«Нам следует продолжать в какой-то степени полагаться — и именно это предмет переговоров — на надёжных друзей и партнёров в вопросах иностранных инвестиций и даже совместного производства и ремонта определённых вещей», — подытожил Янг.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: