+3
Сохранить Сохранено 7
×

Юристы рассказали, как бороться с ксенофобией в «элитных» торговых центрах


Юристы рассказали, как бороться с ксенофобией в «элитных» торговых центрах

© Коллаж / Ridus.ru

В московском торговом центре «Времена года» произошел резонансный инцидент: охранники отказались впускать в помещение столичного дизайнера Лиду Ли через главный вход из-за ее национальности, предложив девушке воспользоваться служебным входом, которым пользуются уборщицы из Средней Азии.

Столкнувшаяся с дискриминацией по национальному признаку Лида рассказала свою историю в соцсетях. Девушку поддержали подписчики, которых также не пускали в «элитный» торговый центр по разным причинам. Проблема оказалась системной и массовой. «Ридус» обсудил пути ее решения с юристами.

Глава общественной организации «Потребитель прав» адвокат Андрей Некрасов в интервью «Ридусу» подтвердил, что в истории с дизайнером произошел совершенно очевидный факт дискриминации по расовому или национальному признаку.

«Если никаких других признаков не было, она была не в грязной, пачкающей одежде, то основание усматривается только одно, и это, конечно, позор, — подчеркивает эксперт. — Где-нибудь в Западной Европе или в Соединенных Штатах этих людей бы не просто уволили, они до конца жизни никем, кроме как уборщиком, никуда бы не устроились».

«У нас, к сожалению, очень мало норм антидискриминационного законодательства. Они возникают в основном от общественного запроса. В США, во Франции очень много боролись за это, а у нас всем плевать. Да и в принципе на постсоветском пространстве, особенно в Российской Федерации, расизм и национализм очень сильны. Поэтому, боюсь, эта история громкой не станет», — подчеркнул Некрасов.

Адвокат напомнил, что дискриминация запрещена Конституцией РФ, однако в законах эта норма встречается лишь в общем виде — никому нельзя отказывать: «Обычно такие детали, как национальность, нигде не прописываются, тем более в законе „О защите прав потребителей“. Это общеконституционная норма, но ее прямое действие так и не было реализовано».

Специалист по защите прав потребителей юрист Яна Бондаренко рассказала «Ридусу», какие шаги стоит предпринять гражданам, столкнувшимся с подобными ситуациями.

«Дискриминация запрещена Конституцией. А когда посетителю указывают на вход для персонала — это, безусловно, дискриминация. Если человек хочет восстановить справедливость, нужно писать жалобу в адрес руководства торгового центра, а также написать жалобу в Росгвардию. Деятельность всех частных охранных предприятий находится под юрисдикцией Росгвардии, и там обязаны рассмотреть этот запрос. Другой вопрос — какой будет ответ и удовлетворит ли он гражданина. Но если гражданин рассчитывает на какую-то компенсацию, здесь все будет намного сложнее», — отметила юрист.

Аналогичный алгоритм предлагает и Андрей Некрасов: «Гражданин может добиваться того, чтобы охранников отстранили от работы, хотя вряд ли он сможет каким-то образом это проверить. Придется писать письма, жаловаться владельцу торгового центра», — рассказывает адвокат.

«В суд здесь можно обратиться только за взысканием компенсации морального вреда. Но у нас было слишком мало таких дел. К тому же я не стал бы говорить, что суды у нас отвечают всем признакам независимости, как это прописано в законодательстве. Да и в целом общество у нас довольно агрессивное. Поэтому моральная компенсация будет в очень небольшом размере: отсудить за этот кейс хотя бы 100 тысяч рублей будет очень сложно. Но пробовать нужно: без вала таких дел и общественных кампаний ничего не поделать».

По словам адвоката, за этот случай стоило бы ухватиться какому-нибудь политику: «Во всем мире этот кейс считался бы очень крутым, особенно в XXI веке, со всеми Me Too, BLM и так далее. Пострадавшая — представительница креативного класса, умная и красивая. Для любого политика, избираемого депутата это отличнейший кейс, которым глупо было бы не воспользоваться», — заключил Некрасов.

О ситуации в торговом центре «Времена года» сообщил Telegram-канал «Осторожно, новости». Выросшая в Пятигорске дизайнер Лида Ли отправлялась в ресторан El Gauchito на деловую встречу, но столкнулась с проявлением ксенофобии и дискриминации со стороны охраны ТЦ. Служба охраны отказалась извиняться, заявив, что у них «элитный торговый центр».

Примечательно, что на сайтах с отзывами пользователей Рунета в адрес ТЦ «Времена года» аналогичные обвинения звучат на протяжении нескольких лет. Вот некоторые из них.

На момент публикации материала администрация ТЦ «Времена года» не отреагировала на вопросы «Ридуса».

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (0)