+0
Сохранить Сохранено 7
×

Япония, Великобритания и Италия строят истребитель шестого поколения


Япония, Великобритания и Италия строят истребитель шестого поколения

Япония, Великобритания и Италия строят истребитель шестого поколения.

© Коллаж / Ridus.ru

Боевые действия на Украине и призрак большой войны в Азиатско-Тихоокеанском регионе стремительно меняют отношение ведущих армий мира к роли авиации в современной войне. Данное обстоятельство привело к пересмотру базовой концепции её использования в сторону расширения роли ведомых беспилотных истребителей, в том числе управляемых искусственным интеллектом. Ускоренно разрабатываются пилотируемые боевые самолёты шестого поколения.

Сегодня над шестым поколением спешными темпами работают инженеры в США, Европе и Китае. К таким разработкам присоединяются всё новые участники — например, имеющая давние традиции военного авиастроения Япония.

Воздушный альянс Востока и Запада

Двадцать пятого ноября министры обороны Японии, Великобритании и Италии провели трёхстороннюю видеоконференцию, посвящённую Глобальной программе боевой авиации (GCAP). Встреча прошла под председательством нового министра обороны Японии Синдзиро Коидзуми с министром обороны Великобритании Джоном Хили и министром обороны Италии Гвидо Крозетто.

Мероприятие направлено ​​на то, чтобы перевести GCAP из политического обязательства в промышленную реальность. Целью переговоров стало заключение контракта между Международной правительственной организацией GCAP (GIGO) и совместным предприятием Edgewing, которое будет структурировать проектирование, испытания и раннее производство.

Данный шаг венчает годы подготовки к созданию общего истребителя следующего поколения, который заменит парки Eurofighter Typhoon и Mitsubishi F-2. Предполагается, что он закрепит более широкую систему, включая беспилотники и передовые сети, консолидируя GCAP в качестве основы европейской и Индо-Тихоокеанской авиации.

Ещё один сетевой истребитель шестого поколения?

По сути, проект GCAP нацелен на создание малозаметного двухмоторного многоцелевого истребителя, изначально спроектированного как центр воздушной боевой сети, а не как отдельная платформа.

Первоначальная концепция указывает на большой самолёт с треугольным крылом, оптимизированный для дальности, внутренней полезной нагрузки и малой заметности, способный нести примерно вдвое большую внутреннюю боевую нагрузку, чем F-35A. При этом он должен иметь обширные сенсорные и вычислительные мощности для управления сопровождающими беспилотниками и поддержания цепочки поражения в глубине оспариваемого воздушного пространства.

F-35A.
F-35A. © wikipedia.org

Философия проекта делает акцент на гибком внутреннем отсеке вооружения и интеграции совместных беспилотных платформ. Это позволяет самолёту быстро переключаться между ролями завоевания превосходства в воздухе, глубокого удара, радиоэлектронной борьбы и разведки и наблюдения без ущерба для малозаметности. Такие условия выходят за рамки модели пятого поколения «тихого ударника» в сторону настоящего командного узла для взаимодействия пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.

От разработки к производству

Трёхсторонняя встреча последовала за рядом важных институциональных вех. После решения в декабре 2022 года об объединении британо-итальянской программы Tempest с японским проектом F-X партнёры заключили обязывающий договор, назначили GIGO в качестве государственного органа управления и договорились о совместном размещении GIGO и Edgewing в новой штаб-квартире в британском Рединге.

Edgewing — промышленный консорциум, образованный на паритетных началах BAE Systems, Leonardo и Japan Aircraft Industrial Enhancement Co. Ltd. В июне 2025 года он официально назначен в качестве промышленного лидера, ответственного за перевод истребителя от проектирования к индустриальному производству. При этом распределение рабочих мест, графики испытаний и начальные производственные потоки дорабатываются для сохранения запланированной даты ввода в эксплуатацию в 2035 году.

Скачок поколения

По сравнению с сегодняшними Eurofighter Typhoon и Mitsubishi F-2, новый GCAP задуман как скачок поколения в выживаемости, досягаемости и адаптивности. Если Typhoon оптимизировался для высокотехнологичных воздушных боёв над Европой, то GCAP предложит значительно увеличенную дальность, что позволит выполнять трансатлантические или Индо-Тихоокеанские миссии на внутреннем топливе, неся при этом большую внутреннюю полезную нагрузку для сохранения малой заметности.

Mitsubishi F-2.
Mitsubishi F-2. © wikipedia.org

Открытые системы миссий и цифровая магистраль самолёта разрабатываются для быстрого обновления программного обеспечения, интеграции широкого спектра боеприпасов и возможности организации роёв беспилотников, что лишь частично исследовалось на современных истребителях.

Политика и геополитика

Со стратегической точки зрения ноябрьская встреча подчёркивает, что программа GCAP теперь функционирует как инструмент сдерживания и средство реализации промышленной политики для трёх стран. В военном отношении она призвана, чтобы союзные ВВС в Европе и Индо-Тихоокеанском регионе могли противостоять в спорном воздушном пространстве будущим российским и китайским истребителям-невидимкам, защищённым плотными интегрированными сетями ПВО.

В геополитическом плане программа GCAP воплощает собой укреплённый узел безопасности между Европой, всё больше ориентирующейся на свой восточный фланг, и перевооружающейся Японией, реагирующей на региональные угрозы в лице Китая.

Считается, что развёртывание общего высококлассного истребителя обеспечит участникам проекта более плавные совместные операции, глубокий обмен технологиями и скоординированные экспортные кампании на третьих рынках.

В промышленном плане акцент министров на «максимальных усилиях» отражает роль программы как катализатора для национальных аэрокосмических экосистем — от двигательных установок и передовой электроники до кибербезопасных программных сред. При этом Edgewing позиционируется как долгосрочный якорь для тысяч высококвалифицированных специалистов во всех трёх странах.

Если первое соглашение GIGO — Edgewing будет подписано в ближайшие недели и текущие сроки будут соблюдены, то Великобритания, Италия и Япония не только получат истребитель шестого поколения примерно к 2035 году, но и докажут, что трансрегиональные партнёры могут совместно разрабатывать сложную боевую систему, гармонизировать экспортные режимы и делить суверенитет над критически важными технологиями.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)