+29
Сохранить Сохранено 7
×

«Я создала королевство потерянных душ и сердец»: эксклюзивное интервью с Динарой Друкаровой


«Я создала королевство потерянных душ и сердец»: эксклюзивное интервью с Динарой Друкаровой

© Кадр из фильма «Лили и море».

На этой неделе, 26 января, в прокат выходит фильм «Лили и море», режиссерский дебют российской и французской актрисы Динары Друкаровой.

Картина, снятая по мотивам одноименного романа Катрин Пулен, ранее была представлена на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне в программе «Новые режиссеры».

В центре сюжета — героиня, которая бросает все и сбегает на край света, навстречу стихии в поисках себя. Она устраивается на рыболовецкое судно, где наравне с мужчинами выполняет тяжелую физическую работу, доказывая свое право на место в команде.

Читайте эксклюзивное интервью «Ридуса» с Динарой Друкаровой, режиссером киноленты, одним из авторов сценария и исполнительницей главной женской роли.

«Ридус»: Как вам пришла идея написать сценарий по автобиографическому роману, книга вам случайно попала в руки?

Динара Друкарова: Совершенно случайно, это была удивительная история. Во Франции я писала короткометражный фильм «Моя веточка тоненькая», отправила сценарий Сергею Михайловичу Сельянову (руководителю кинокомпании СТВ. — Прим. «Ридуса»). Он сказал: «Грустная история, конечно, но я тебя поддержу». Я села в самолет и полетела в Питер, где, окрыленная, встретилась с Сергеем Михайловичем, но от него услышала следующие слова: «Если ты хочешь быть режиссером, я помогу с короткометражной картиной, но тебе, как режиссеру, нужна еще полнометражная лента, это важно».

 Я улетела обратно в Париж с ощущением, что ничего не получилось. В самолете мне в руки попала газета «Либерасьон», на последней странице которой была фотография женщины. По лицу даже непонятно, женщина она или нет, но сила, исходящая от портрета, поразила меня. Я смотрела на нее и рассказывала себе тысячу историй, потому что очень необычное лицо. Потом прочитала статью про Катрин Пулен, о ее первом романе «Лили и море», автобиографической истории о рыболовецких годах. Приземлилась, сразу же купила книгу, начала читать и поняла: вот мой полный метр, вот моя история. Так благодаря С. М. Сельянову все получилось.

В этой книге я увидела метафору современного человека, который хочет все бросить, убежать на край света, уйти в море, чтобы понять, кто он.

«Ридус»: Сценарий полностью написан по сюжету книги?

Динара Друкарова: Да, все по книге, она меня очень вдохновила и дала важных жизненных сил. В произведении намного больше персонажей, более продолжительный временной период, но я сделала из этой огромной истории свой рассказ, это стало лично моей историей.

Меня привлекла загадка: Катрин Пулен не повествует о своем прошлом, ничего не объясняет, поэтому сюжет остается открытым.

Я увидела себя в этой героине, и у зрителя тоже есть возможность проецировать себя на этого персонажа, и задаваться личными вопросами, и проживать эти события по-другому.

«Ридус»: Как вы готовились к роли, вникали в тонкости, которыми владеют работники рыболовецких судов?

Динара Друкарова: Я вообще не знала ничего об этом промысле, не выходила в море, но сказала себе: если хочу рассказать эту историю честно и правдиво, я должна окунуться в этот мир. И в течение шести лет выходила в море с рыбаками из разных стран — бельгийцами, французами, исландцами, канадцами, — снимала, собирала материал. Подготовка к съемкам длилась достаточно долго. Потом сняла. А сами съемки шли всего 23 дня, и нечего было думать, надо было просто делать.

«Ридус»: Вы научились разделывать рыбу, вязать узлы?

Динара Друкарова: Через все это прошла: разделывала рыбу, вязала узлы, выходила в море, у меня была морская болезнь. Штормы, иногда сложные взаимоотношения с экипажем — все это надо было прочувствовать.

© Кадр из фильма «Лили и море».

«Ридус»: У других актеров не было такой серьезной подготовки, как у вас?

Динара Друкарова: Нет, не было. Мне была важна достоверность жестов, поэтому съемки сочетаются с документальными вставками, в которых показан процесс рыбной ловли. Мы кадрировали так, чтобы не было видно лиц, вместо актеров на палубе работают настоящие рыбаки. Очень сложно научить артистов жестам, характерным для рыбаков. Плюс ко всему опасность в этом процессе присутствует везде: в любой момент может оторвать руку или сетью унести в море.

«Ридус»: Насколько вам тяжело или, наоборот, легко было совмещать исполнение главной роли и режиссерскую работу? 

Динара Друкарова: Так как это дебют, казалось, что все возможно: и море по колено, и горы по плечу. Кроме того, для меня это была жизненно важная история, личная, мне нужно было рассказать и пережить ее. Также я окружила себя командой, которая позволила все это сделать. Это непросто, но возможно.

«Ридус»: У вас собралась многонациональная съемочная группа из Исландии, Бельгии, Франции, вы родом из России. Как подбирали людей?

Динара Друкарова: Подбирала очень внимательно, потому что у меня определенное виденье, и я искала соратников, людей, которые бы помогли мне выразиться кинематографическим языком, создать ту форму, которую я чувствовала.

Самым существенным моментом был выбор оператора, потому что нужен был не просто технически оснащенный человек, а творец с поэтическим взглядом. Я очень рада, что Тимо Салминен согласился и мы работали вместе.

Актеры подбирались из одного теста, они все с акцентом. Я не рассказываю о прошлом персонажей, но акцент уже привносит какую-то историю, характеризует их: откуда они, что в их жизни произошло, почему они все бросили и уехали в другую страну. Я создала королевство потерянных душ и сердец.

Выбор композитора тоже был значимым, потому что звуковой ряд фильма влияет на бессознательное понимание зрителем. Мы обсуждали это с Жаном-Бенуа Дункелем и пришли к тому, что звук — это внутренний голос Лили, музыка не акцентирует эмоции, а очень тонко, гармонично переплетается с картинкой.

«Ридус»: А чем обусловлен выбор места съемок?

Динара Друкарова: Выбор Исландии был очень важным. Бесконечные и прекрасные пейзажи, дикая и тревожная природа способствуют созданию ощущения края света… Земля заканчивается… Нет ничего… Безвременность…

© Кадр из фильма «Лили и море».

«Ридус»: В фильме сделан акцент на взаимоотношения мужчин и на первый взгляд хрупкой женщины, героини, которой необходимо доказать свое право присутствовать в обществе мужчин.

Динара Друкарова: Во-первых, Лили делает то, что ей хочется, нравится. Во-вторых, благодаря работе, своему упорству она доказывает, что заслуживает место в команде, что мы все на самом деле равны. И рыбаки впоследствии, несмотря на все клише, начинают воспринимать ее как человека. Ей не надо притворяться каким-то маленьким мужичком, она остается собой, и это очень ценно. Мне было важно показать момент восприятия женщины как человека.

«Ридус»: Лили называют воробышком. Она и сама, подобно птице, стремится к свободе. В финале фильма мощным аккордом звучит песня о пташке, которая умрет, когда коснется земли. Героиня тоже не желает задерживаться на суше, ее влечет море, стихия, опасность… Бесконечное стремление героини к свободе, к бурной стихии — это попытка преодолеть себя, побороть свои страхи, это вызов смерти?

Динара Друкарова: Мы постоянно умираем в каких-то своих желаниях… Есть еще птица феникс, она должна сгореть, чтобы заново родиться. В жизни непрерывно идет внутренняя борьба со всем: с окружающим миром, со своими страхами, со своими слабостями, благодаря этому и понимаешь свою суть.

«Ридус»: Какой смысл вы вкладываете в понятие свободы? Что значит свобода лично для вас?

Динара Друкарова: Моя свобода в творчестве, возможности снять фильм, прожить это. Снять фильм — это тоже отчасти умереть в какой-то момент.

«Ридус»: Обыденная жизнь нас уже ставит в какие-то рамки. Лили влюбляется, и перед ней стоит непростой выбор. Любовь может лишить героиню необходимой свободы. Получается, невозможно совместить свободу и любовь?

Динара Друкарова: Да, взаимоотношения — это какие-то рамки. Хочешь или нет, но подстраиваешься под человека, в чем-то себе отказываешь. История честная. Два одиноких человека уходят в море, потому что только там они чувствуют эту свободу, чувствуют себя живыми, просыпаются их важные жизненные силы. Оказываясь на берегу, герои в некоторой степени потеряны, и они осознают это. Их чувства взаимны и без каких-либо проекций, это free spirits.

© Кадр из фильма «Лили и море».

«Ридус»: Фильм содержит множество загадок, символов, метафор и не так уж много ответов. Его невозможно трактовать однозначно. Картина зависит от восприятия отдельного зрителя, может интерпретироваться по-разному.

Динара Друкарова: Мне очень нравится, что каждый видит то, что ему хочется видеть. Для меня важна свобода интерпретаций.

«Ридус»: В фильме есть реминисценция, отсылка к стихотворению Лермонтова «Парус». Лили можно сравнить не только с вольной птицей, но и с парусником, покинувшим родной край, уплывшим в дальние странствия:

«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»

На ваш взгляд, стихи Лермонтова передают душевное состояние героини?

Динара Друкарова: Лермонтов очень правильно описал это. Лили действительно ищет покой в буре, это очень точно. Здорово, когда фильм вызывает такие ассоциации.

© Кадр из фильма «Лили и море».

«Ридус»: Счастье Лили, кажется, в свободе, но счастлива ли она?

Динара Друкарова: Это путь… Самое же интересное не точка прибытия, а дорога, по которой ты идешь дальше, все время задаваясь вопросами, в поисках того, что там, за горизонтом. Постоянный душевный порыв познать неизведанное, понять предел своих возможностей — это интересно, мне кажется, но это мое личное восприятие, взаимоотношение с жизнью и желание. В этом смысле мы очень органичны с персонажем.

«Ридус»: Роль Лили среди других сыгранных вами ролей наиболее значимая?

Динара Друкарова: Это самая важная роль, я очень многое пережила и поняла. Я не сыграла роль, я прожила, мне это было необходимо.

Нам важно ваше мнение!

+29

 

   

Комментарии (0)