Взлёт китайских летающих такси столкнулся с турбулентностью
- 19 декабря 2025 17:00
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Беспилотный летательный аппарат овальной формы от компании EHang зависает в воздухе над прибрежной инновационной зоной на окраине южного китайского делового центра Гуанчжоу. Это часть испытаний летающего мини-такси, которое когда-то можно было встретить только в научно-фантастических фильмах.
В соседнем Шэньчжэне дроны для доставки еды стали частью повседневной жизни и необычной достопримечательностью для туристов, даже если такие услуги стоят дороже. На привале в местном парке польская туристка Каролина Трцяньска и её друзья заказали по телефону разные виды чая, чтобы просто попробовать данную услугу. Их напитки прибыли примерно через 30 минут с помощью дрона.
«Впервые вижу что-то подобное. Поэтому очень интересно наблюдать за доставкой еды дроном», — сказала Трцяньска.
Подобные предприятия быстро развиваются при поддержке правительства. При этом развитие так называемой «экономики низковысотных полётов» сталкивается с такими препятствиями, как строгий контроль воздушного пространства и ограничения ёмкости батарей.
Деятельность в воздушном пространстве ниже 1000 метров в 2023 году принесла 506 миллиардов юаней (70 миллиардов долларов), что составляет около 0,4% экономики Китая. К 2035 году данный показатель может достигнуть 3,5 триллионов юаней (около 490 миллиардов долларов). Об этом заявил агентству Associated Press научный сотрудник Государственного информационного центра Чжан Сяолань.
Не просто игрушка
Согласно отчёту исследовательского подразделения Китайской академии наук, Пекинского университета и других учреждений, провинция Гуандун, где находится гигант индустрии беспилотных летательных аппаратов DJI, который владеет примерно 70% мирового рынка коммерческих дронов, лидирует в развитии экономики низковысотных полётов. За ней следуют богатые восточные прибрежные провинции Цзянсу и Чжэцзян, расположенные недалеко от Шанхая.
К числу других крупных игроков в провинции Гуандун относятся компания EHang, подразделение беспилотных летательных аппаратов логистической компании SF Express — Phoenix Wings, подразделение летающих автомобилей ARIDGE автопроизводителя XPENG.
В октябре провинция Гуандун объявила о планах ускорить строительство пунктов обслуживания полётов и платформ для облегчения операций в воздушном пространстве. Заявлено о поддержке выпускаемых на местном уровне скидочных ваучеров для низковысотного туризма.
пи этом в Шэньчжэне, технологическом и финансовом центре города, учреждена премия в размере 15 миллионов юаней (2,1 миллиона долларов США) и другие поощрения для компаний, получивших сертификаты для пассажирских eVTOL (электрических летательных аппаратов вертикального взлёта и посадки), которые отрываются от земли подобно вертолётам.
Управление гражданской авиации Китая выдало компании EHang сертификаты, позволяющие предлагать коммерческие пассажирские перевозки на беспилотном eVTOL, способном развивать скорость до 130 километров в час и имеющем максимальную дальность полёта 30 километров.
Компания EHang пока не запустила коммерческие маршруты, но её вице-президент Хэ Тяньсин говорит, что организация планирует начать с услуг воздушной экскурсии. За последние два года компания построила взлётно-посадочные площадки в 20 городах Китая. Вице-президент ожидает, что самолёты различных компаний будут выполнять полёты по нескольким маршрутам, возможно, через пять лет.
Хэ предполагает создание в будущем общегородских сетей, использующих крыши торговых центров, школ и парков в качестве терминалов.
«Это не может быть просто продуктом для научных исследований или игрушкой для инженеров», — пояснил Хэ.
Аварии, ограничения по заряду батарей и контроль воздушного пространства
Самая большая проблема при разработке eVTOL заключается в обеспечении более длительных полётов и преодолении ограничений ёмкости батарей. Об этом рассказал Го Лимин — соучредитель компании Skyevtol из Шэньчжэня, чей одноместный пилотируемый eVTOL стоимостью около 100 тысяч долларов может летать всего 20–30 минут, прежде чем его потребуется зарядить.
Освоение нового вида транспорта происходит не всегда гладко.
В сентябре два eVTOL компании XPENG столкнулись после репетиции показательных полётов. Один из них загорелся при посадке. Компания заявила, что никто не пострадал. На состоявшейся неделей позже другой выставке демонстрационные полёты были отменены.
Несмотря на это, компания XPENG продолжает демонстрировать летающие автомобили, в том числе шестиколёсное наземное транспортное средство со съёмным eVTOL. Вложившая в данную разработку более 600 миллионов долларов компания заявила, что получила более 7000 заказов по всему миру на свой «наземный авианосец» и начала подготовку к серийному производству.
В июле 2026 года запланирован пробный запуск обзорных полётов над Дуньхуаном — ключевым пунктом древнего Шёлкового пути, известным буддийскими пещерами и дюнами.
Неясно, как быстро такие летательные аппараты смогут начать регулярно перевозить платных пассажиров. Некоторые компании в других странах исчерпали инвестиции, не дойдя до стадии коммерческого запуска. В Германии производители аэротакси Lilium и Volocopter подали заявления о банкротстве, хотя вторая компания позже приобретена Diamond Aircraft Group, дочерней компанией китайской фирмы.
После нескольких лет коммерциализации применение дронов в Китае не получило широкого распространения. Хотя страна лидирует в области беспилотных технологий и производства, политические рамки, включая ограниченный доступ к воздушному пространству, могут означать, что зарубежные рынки более перспективны. Об этом заявил Фрэнк Чжоу — управляющий директор компании GBA Low Altitude Technology, предоставляющей клиентам технологическое программное обеспечение.
«Возможно, если представлю данные приложения некоторым странам Юго-Восточной Азии, спрос на них резко возрастёт», — сказал Чжоу.
В 2023 году менее трети китайского воздушного пространства на малых высотах было доступно для использования гражданской авиацией. При этом наблюдались проблемы с неравномерным распределением и отсутствием доступа к интернету. Об этом говорится в отчёте исследователя Государственного информационного центра Чжан.
По её словам, количество зарегистрированных аэродромов гражданской авиации в Китае, за исключением частных аэропортов, составляло лишь около десятой части от их числа в США.
Власти ослабляют контроль, но впереди ожидаются потрясения
Китайские политики постепенно работают над устранением такого разрыва. Военные обычно контролируют использование большей части воздушного пространства Китая, но пообещали упростить процедуры утверждения и сократить сроки рассмотрения в Шэньчжэне и пяти других провинциях.
Предлагаемые изменения в законе о гражданской авиации включают главу о развитии и продвижении гражданской деятельности, касающуюся распределения и контроля воздушного пространства на малых высотах.
«Пока ещё рано делать выводы», — пояснил старший экономист Natixis Corporate and Investment Banking Гэри Нг.
Эксперт ожидает, что прогресс в направлении коммерциализации начнёт проявляться примерно к 2030 году. Причём пассажирские eVTOL для туристических или промышленных целей появятся раньше, чем услуги летающего такси. По его словам, некоторые из таких летательных аппаратов могут стать ключевыми экспортными товарами.
Китай хоть и поздно включился в данную отрасль, но сейчас лидирует в разработке малогабаритных беспилотников и инвестициях в освоение воздушного пространства на малых высотах. Об этом заявил директор Научно-исследовательского центра экономики на малых высотах Гонконгского политехнического университета Чэнь Вэнь-хуа.
По его словам, одним из преимуществ является способность правящей Коммунистической партии мобилизовать регулирующие органы, представителей промышленности и университеты для работы над достижением одной цели. Однако развитие соответствующих технологий, вопросы безопасности и общественное признание определят, насколько быстро будут внедрены различные варианты применения дронов и низколетящих аппаратов.
По словам Чэня, будущее экономики на малых высотах выглядит многообещающим, однако «путь к светлому будущему может быть тернистым».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: