+-1
Сохранить Сохранено 7
×

Воздушный парк вместо монорельса: история самого необычного транспорта Москвы


Воздушный парк вместо монорельса: история самого необычного транспорта Москвы

Московский монорельс.

© АГН «Москва»

Московский монорельс много лет считается самым необычным и одновременно странным транспортом столицы России. Противники монорельса время от времени выдвигают разные варианты, касающиеся его полной ликвидации или переделки. Однако на этот раз предложено переделать его под аттракцион.

Воздушный парк вместо монорельса

На сайте мэра и правительства Москвы появилась информация о предложении научно-исследовательского института «МосТрансПроект» превратить систему монорельса в воздушный парк. Проектом предусмотрено создание круглогодичного парка площадью 40 тысяч квадратных метров.

Если концепция будет одобрена, то на высоте шести метров власти столицы России обустроят зоны отдыха с цветниками, аллеями, кафе и создадут прогулочный маршрут с беговой дорожкой длиной более четырёх километров. При этом будут сохранены некоторые элементы монорельса, напоминающие об ушедшем виде транспорта. Среди них — несколько вагонов. Как они будут использоваться, пока не уточняется.

Вокруг будущего воздушного парка будут установлены ограждение и система видеонаблюдения для безопасности посетителей. С территории парка будет открываться панорамный вид на главные достопримечательности данного района российской столицы — Останкинскую телебашню и ВДНХ.

Ожидается, что в сутки воздушный парк будут посещать до 20 тысяч человек. Чтобы монорельс всё же превратился в воздушный парк, жители города должны проголосовать на сайте «Активный гражданин».

История московского монорельса

Московский монорельс. © wikipedia.org

Проект по созданию в столице России монорельса появился в 1998 году. По заказу мэрии Москвы документ разработали Московский институт теплотехники, Управление транспорта и связи и Москомархитектура.

Первоначально планировалось построить линию от Ярославского шоссе до путепровода «Северянин». Но позже проект был изменён. В начале 2001 года определён окончательный участок строительства линии монорельса с конечными станциями «Тимирязевская» и «Улица Сергея Эйзенштейна». Монорельс строился как транспорт, необходимый для перевозки пассажиров Всемирной универсальной выставки ЭКСПО, прошедшей в Москве в 2010 году.

Строительные работы на участке начались в конце 2001 года. Спустя три года, 20 ноября 2004 года, монорельс принял первых пассажиров и начал работу в экскурсионном режиме. Кроме конечных станций «Тимирязевская» и «Улица Сергея Эйзенштейна», построены станции «Улица Милашенкова», «Телецентр», «Улица Академика Королёва» и «Выставочный центр».

Лишь в январе 2008 года монорельс начал работать как полноценный транспортный объект. Он работал с 07:00 до 23:00 по московскому времени. В таком режиме линия просуществовала до 2017 года, когда снова была переведена в экскурсионный режим. Сейчас монорельс обычно работает с 08:00 до 20:00 по Москве, а интервал движения составляет 30 минут, что обусловлено снижением пассажиропотока. В 2016 году после открытия МЦК и нового участка Люблинско-Дмитровской линии метро пассажиропоток монорельсовой системы упал на 15%.

За что критикуют московский монорельс

Специалисты часто подвергают критике московский монорельс. Ещё на этапе проекта эксперты критиковали его за выбранный формат конструкции, которая не позволяет поездам набирать более высокую скорость. При этом вагоны вмещают небольшое количество пассажиров по сравнению с поездами метро. Вместимость состава монорельса составляет всего 200 человек.

Утверждалось, что проходящая рядом трамвайная линия имеет те же характеристики вместимости и скорости. При этом для её развития необходимо гораздо меньше финансовых затрат.

Пути развития монорельса: закрыть или оставить?

В 2012 году появились первые заявления, что монорельс в Москве может прекратить существование. Тогда заместитель главы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Евгений Михайлов заявил, что монорельс может быть закрыт и демонтирован из-за убыточности и низкого пассажиропотока. Михайлов отмечал, что за сутки транспорт перевозит всего 11 тысяч пассажиров.

Затем в 2015 году руководитель Департаменте строительства Москвы Андрей Бочкарёв заявил об отсутствии перспектив у монорельса. Однако при этом он указал, что монорельс во всём мире является дорогим и неэффективным видом транспорта, который может выполнять только локальные задачи развлекательно-туристического характера.

Начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов заявил в 2016 году, что с открытием МЦК и новых станций метро монорельс потеряет актуальность. В связи с этим мэрия Москвы рассматривала вариант сохранения линии как аттракциона, но не исключала демонтаж с частичным использованием конструкций для трамвая.

Придёт ли на смену монорельсу магнитоплан

В апреле 2022 года конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов сообщил, что инфраструктуру монорельса можно адаптировать под технологию «маглев» — поезда на магнитной подушке (магнитоплана). Соответствующие предложения направлялись мэру Сергею Собянину.

Представители института заявляли, что данная технология позволит сократить энергопотребление по сравнению с монорельсом на 30–40%.

В конце 2023 года стало известно о подготовке концессионного соглашения по модернизации монорельса. Её планируется провести в два этапа. На первом предполагается проведение ремонтно-восстановительных работ электроподвижного состава и возврат к пассажирскому режиму эксплуатации. А уже на втором этапе планируются разработка и изготовление нового состава, оснащённого «системой магнитной разгрузки и беспилотной системой управления». Однако соглашение не было подписано.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+-1

 

   

Комментарии (0)