Водители такси опасаются ухода в тень из-за новых требований к машинам
- 12 сентября 2025 16:03
- Дмитрий Ульянов
С 1 марта 2026 года в России начнут действовать поправки в законодательство о такси, обязывающие заменить автомобили иностранного производства на отечественные или собранные в стране с «высоким уровнем локализации». Цель — уменьшить зависимость от зарубежных марок и помочь российским автопроизводителям. При этом и у водителей, и у пассажиров нововведение вызывает недоверие, сообщает «Царьград».
Изменения в федеральный закон № 580-ФЗ об организации перевозок легковым такси вступают в силу с 1 марта 2026 года. Первое чтение законопроекта в Госдуме прошло еще в начале прошлого года, однако тогда бизнес и представители рынка таксомоторных перевозок выступили против — по их мнению, новые требования заблокируют обновление парков и создадут проблемы для самозанятых водителей.
Первоначально говорилось, что для допуска к перевозкам автомобиль должен был набрать не менее 3,2 тыс. «локализационных баллов», подтверждающих его «отечественность». При таких условиях подходящими оказывались практически только машины «АвтоВАЗа», за редкими исключениями.
В результате ко второму чтению критерии изменили. Теперь автомобиль должен соответствовать баллам, установленным правительством для госзакупок, либо быть произведённым по специнвестконтракту (СПИК), заключённому в период с марта 2022-го по март 2025-го. Третий вариант — машина, собранная по СПИК после марта 2025-го, но с одобрения кабмина. Два последних пункта будут действовать восемь лет, после чего останется только требование по «баллам локализации».
По сути, нововведения лишь скорректировали список в пользу моделей, которые собираются на территории России.
Зачем это нужно: позиция инициаторов законопроекта
Авторы и не скрывали своих целей. В пояснительной записке указано, что это преференции для отечественного автопрома. Без дополнительных мер стимулирования спроса возрастут риски: увеличения прямого импорта автомобилей; роста непрямого импорта за счёт создания низколокализованных производств, не создающих значимой добавленной стоимости в РФ; потери существенной доли продаж российскими автопроизводителями и производителями компонентов, что приведёт к падению выручки, недозагрузке мощностей и сокращению персонала.
Следующий довод, отмечают журналисты «Царьграда», — утрата инженерных и технологических компетенций российскими автопроизводителями и производителями автокомпонентов (включая радиоэлектронику), что потенциально приведёт к деградации этих отраслей промышленности, где заняты сотни тысяч людей.
В целом, цель — противостояние санкциям и поддержка местного производителя.
Мнение людей
Согласно результатам опроса, проведённого «Царьградом», законопроект обеспокоил людей. В опросе участвовали и пассажиры, и профессиональные таксисты (источник — соцсети телеканала, количество участников — 11 319 человек, погрешность — ±0,1-0,2 п. п.).
Около 60% респондентов после принудительного «пересаживания» на российские авто ожидают подорожания поездок, больше половины прогнозируют увеличение времени подачи машины, а более двух третей уверены, что комфорт снизится.
Ответы самих водителей такси (2008 респондентов, 42% из которых работают в городах-миллионниках) выглядят ещё более пессимистично. Совсем не поддерживают эту идею 53,83%, «скорее не поддерживают» — почти 20%, тогда как полностью согласны пересесть на отечественные машины лишь менее 15,5%, ещё 10,96% — «скорее поддерживают».
При этом большинство (75,4%) таксистов не сомневаются, что это негативно скажется на комфорте поездок.
Что думают водители
Дениса К. из Екатеринбурга. По образованию он реабилитолог, но уже долгое время работает таксистом. Ездит на «Ниссане» 2010 года — вполне доволен. До этого были другие иномарки, но к этой прикипел — надёжная, удобная, да и ремонт недорогой.
"Я, честно говоря, в шоке был, когда узнал, что таксистов всех хотят пересадить на отечественные марки. Для себя решил, что если такое случится, даже вдруг мне выдадут "тачку" нашего производства 2025 года, — лучше уйду из такси. Я патриот своей страны и рад бы поддержать отечественного производителя, но... Давайте смотреть на вещи объективно. Ну, не дотягивают наши автомобили до нужного уровня. Ни по комфорту, ни по качеству. А "китайцы" тоже дорогие, особенно если в нормальной комплектации. Да и к ним есть вопросы",
— рассказал Денис.
Что в итоге?
Несмотря на необходимость поддержки отечественного автопрома, аналитики «Царьграда» отмечают, что на нынешнем этапе попытки заместить западные и китайские бренды выглядят преждевременно. Современные автомобили, сделанные в России, уступают иномаркам в комфорте (ни для пассажиров, ни для водителей) и безопасности. Зачастую в отечественных авто «база» иномарок является дополнительными опциями — автоматическая коробка передач, электростеклоподъёмники, мультимедийные системы и климат-контроль.
Также существуют риски того, что значительная часть рынка уйдёт в тень, как в 1990-е. Это грозит более серьёзными последствиями и для экономики, и для общей безопасности государства.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: