+0
Сохранить Сохранено 7
×

Вьетнам делает самоходные орудия из старой советской артиллерии и КАМАЗов


Вьетнам делает самоходные орудия из старой советской артиллерии и КАМАЗов

© коллаж / ridus.ru

Украинская кампания внесла множественные коррективы в представление военнослужащих о современных боевых действиях. Одним из таких «открытий» стало понимание чрезвычайной уязвимости классической прицепной артиллерии.

С появлением на поле боя дронов и активным использованием РСЗО стало очевидным, что обычные прицепные орудия проигрывают самоходным, поскольку становятся одной из первых жертв в контрбатарейной борьбе. Минуты, необходимые для того, чтобы свернуть отстрелявшееся орудие, прицепить его к тягачу и покинуть огневую позицию, зачастую становятся роковыми. На Украине значительное количество прицепных пушек и гаубиц поражено ответными ударами противника только потому, что расчётам не хватило времени свернуть и эвакуировать орудие с позиции.

Поэтому особым спросом на данной войне пользуется именно самоходная артиллерия. Весьма вероятно, что такой опыт будет перенят армиями других стран, включая находящиеся за тысячи километров от украинского ТВД государства.

Даже если какая-либо армия не может позволить себе классические САУ (самоходные артиллерийские установки), отныне она будут делать всё возможное для придания артиллерии максимальной мобильности, включая установку обычных пушек и гаубиц на автомобильные шасси. Если же шасси окажется достаточно длинным и оснащённым бронированной кабиной, шансы артиллеристов выжить резко возрастают и приближаются к шансам изначально прикрытых бронёй самоходчиков.

PTH-130 Mk2

Четвёртого октября 2025 года ВПК Вьетнама представил PTH-130 Mk2 — модернизированную самоходную гаубицу PTH-130 с 130-миллиметровой пушкой М-46 (советская буксируемая пушка корпусной артиллерии 1950-х годов), установленную на шасси грузового автомобиля КАМАЗ-6560 с колёсной формулой 8×8.

PTH-130 Mk2.
PTH-130 Mk2. © соцсети

Пушка М-46, ранее устанавливавшаяся на украинский КрАЗ-255Б 6×6, теперь смонтирована ​​на платформе КамАЗ-6560 8×8, имеющей удлинённую колесную базу, повышенную грузоподъёмность (относится к 20-тонному классу) и широко используется в качестве основы для создания специализированных военных машин и систем вооружения.

Новый вариант PTH-130 получил бронированную кабину водителя и командира, устойчивую к 7,62-миллиметровым пулям. Имеется большой отсек для боекомплекта на палубе. Задние гидравлические стабилизаторы поднимают часть задней оси при установке на огневую позицию для уменьшения передачи отдачи на раму.

Вьетнамские инженеры позиционируют данные изменения как меры, направленные на повышение подвижности, защищённости и устойчивости при стрельбе по сравнению с более ранним прототипом на базе КрАЗа.

Советское — значит отличное?

Сохранённое на PTH-130 Mk2 вооружение представляет собой советскую 130-миллиметровую полевую пушку М-46 с длинным стволом и заявленной начальной скоростью снаряда около 930 метров в секунду, которая стреляет снарядами раздельного заряжания. Обычные осколочно-фугасные снаряды имеют практическую дальность стрельбы 27–27,5 километров, в то время как боеприпасы увеличенной дальности вроде снарядов с донным истечением газов или активно-реактивных снарядов увеличивают дальность стрельбы примерно до 37–38 километров в зависимости от типа заряда и снаряда.

На сегодняшний день Вьетнам производит собственную линейку 130-миллиметровых боеприпасов с характеристиками, сопоставимыми с советскими снарядами 130×845 миллиметров. В опубликованных технических описаниях указана масса снаряда около 33,4 килограмма с взрывчатым веществом около 3,64 килограмма для некоторых вариантов осколочно-фугасных снарядов. Для снарядов ERFB-BB указана масса около 32 килограммов с начальной скоростью около 970 метров в секунду для самых дальних дистанций.

В боекомплекте сохраняется набор устаревших типов боеприпасов, таких как осколочно-фугасные, бронебойные, осветительные и дымовые, широко используемые для семейства М-46.

При этом в текущих описаниях не указано наличие интегрированной цифровой системы управления огнём или встроенного механизма автоматического заряжания на PTH-130 Mk2, что свидетельствует о возможном сохранении раздельной схемы заряжания с преимущественно ручной обработкой боеприпасов.

В буксируемом варианте M-46 исторически достигала скорострельности примерно 6–8 выстрелов в минуту. Практическая непрерывная скорострельность зависела от условий хранения и размещения боеприпасов в колёсной установке. Интеграция полуавтоматической системы заряжания и современной системы управления огнём повысила бы точность, скорость подачи боеприпасов и непрерывную скорострельность.

Предыдущие спецификации на базе КрАЗа и последующие отчёты указывают на расчёт PTH-130 из шести человек при общей массе машины около 23,3 тонны. Опубликованные данные для более ранней модели показывают переход с марша в боевое положение менее чем за четыре минуты. Углы вертикальной и горизонтальной наводки аналогичны буксируемому М-46.

Дешёвая альтернатива самоходке

Переход на шасси 8×8 направлен на повышение мобильности и грузоподъёмности PTH-130, снижение нагрузки при стрельбе. Как и у французской машины Caesar, гидравлические стабилизаторы и усиленные элементы рамы предназначены для компенсации отдачи и обеспечения возможности применения в режиме «стрельба — бегство».

Caesar.
Caesar. © wikipedia.org

Вьетнамская армия изначально делала ставку именно на подобную тактику применения артиллерии, благодаря чему сегодня находится в тренде. Семейство PTH (Pháo Tự Hành) представляет собой давнюю вьетнамскую практику установки существующих буксируемых орудий на шасси грузовых автомобилей, начиная с экспериментов PTH-105 и PTH-85 вплоть до прототипа PTH-130 2021 года.

В разработке участвовали Военно-техническая академия, инженерный центр Z751 и Главное управление оборонной промышленности. Работа представлена ​​наряду с другими отечественными системами на национальных выставках. Переход на компоненты КАМАЗа отражает подход, принятый в проекте PTH-152, который представлен публике как 152-миллиметровая гаубица на базе КАМАЗ-6560 с бронированной кабиной, вращающимся лафетом, гидравлическими домкратами и более высокой степенью электронной интеграции в выставочной конфигурации.

Закупка южнокорейских гусеничных гаубиц K9 Thunder свидетельствует о стратегии двойной модернизации, сочетающей повторное использование советской артиллерии с приобретением современных и проверенных 155-миллиметровых самоходных орудий. Похоже, предварительные проверки и подготовка к стрельбовым испытаниям PTH-130 Mk2 уже проведены, а высшее руководство Вьетнама распорядилось ускорить исследования и испытания серии O перед рассмотрением вопроса о серийном производстве.

Если стрельбовые испытания и дальнейшая работа по интеграции пройдут успешно, PTH-130 Mk2 может быть представлен как недорогой дальнобойный вариант мобильной артиллерийской установки, использующий существующие запасы 130-миллиметровых орудий и боеприпасов, дополняя импортные и отечественные 152-миллиметровые и 155-миллиметровые системы. Существует потенциальный экспортный интерес среди покупателей с ограниченным бюджетом, несмотря на скромный опыт Вьетнама в области военного экспорта.

Потенциал PTH-130 Mk2 в конечном итоге будет зависеть от таких решений, как установка современной системы управления огнём или частичной автоматизации, интеграция с контрбатарейными радарами и разведывательными БПЛА. Важно, перейдёт ли проект от стадии прототипа и ограниченных испытаний к серийному производству.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)