+37
Сохранить Сохранено 7
×

«Век империй и диктатур заканчивается»: эксклюзивное интервью с режиссером «Голиафа»


«Век империй и диктатур заканчивается»: эксклюзивное интервью с режиссером «Голиафа»

© Онлайн-кинотеатр START

На прошлой неделе в российский прокат вышел фильм Адильхана Ержанова «Голиаф». Эта работа удостоена специальной награды независимых кинокритиков за лучшую актерскую игру в рамках Венецианского кинофестиваля 2022 года.

Фоном кинокартины является вымышленный поселок Казахстана, где абсолютная власть сосредоточена в руках местного криминального авторитета Пошаева. Он дает жителям работу и кров, но беспощадно расправляется с несогласными. Одной из его жертв стала жена бедняка Арзу, который позже вместе со своей маленькой дочкой окажется под опекой тирана.

Кадр из фильма

Кадр из фильма «Голиаф».

© Онлайн-кинотеатр START

Читайте эксклюзивное интервью «Ридуса» с режиссером «Голиафа».

В связи с идеей фильма Адильхан Ержанов рассуждает об актуальности постулатов книги Макиавелли, об устройстве идеального государства и ценности свободы выбора.

«Ридус»: Адильхан, вы работали над сценарием «Голиафа» в течение двух лет. Расскажите, пожалуйста, об истоках замысла.

Адильхан Ержанов: Мне хотелось рассказать историю человека, победившего тирана.

«Ридус»: В одном интервью вы говорили, что во время съемок приходится быть диктатором. Как проходили съемки «Голиафа», как складывались взаимоотношения на съемочной площадке, приходилось ли вам быть диктатором?

Адильхан Ержанов: Вырвано из контекста, конечно, но да, на репетициях я свободен, на площадке ограничен в импровизации. Мне кажется, режиссура — это всегда направление, даже при полной свободе режиссер задает направление.

Фото со съемочной площадки.

Фото со съемочной площадки.

© Онлайн-кинотеатр START

«Ридус»: Библейская история о поединке Голиафа и Давида — отправная точка фильма?

Адильхан Ержанов: Отправная точка — да, миф как структура, как концепция, все верно.

«Ридус»: О чем поет закадровый голос в самом начале фильма?

Адильхан Ержанов: Тут мы все дали на откуп актеру Нурбеку Мукушеву. Он делал каждый дубль новую версию песни. Она о батыре, который побеждает врагов, очень архаичный текст.

«Ридус»: В фильме приводятся цитаты из «Государя» Макиавелли, причем одну из них на свой лад произносит Пошаев: «Если ты власть, будь дерзкий как лев, хитрый как лиса. Если просто лев — в капкан попадешь, если просто лиса — уважать не будут». «Государь» — самое известное произведение Макиавелли, оно является философским и политическим бестселлером всех времен и народов. Произведение датируется 1513 годом, с тех пор прошло более пяти столетий, а постулаты этой книги по-прежнему актуальны?

Адильхан Ержанов: Потому что Макиавелли не питал иллюзий насчет политики. Он отделил ее от этики и морали. Он верил, что политика — дело выживания. И был где-то прав. В политике мало что есть от морали.

«Ридус»: На ваш взгляд, какой политический режим наиболее благоприятен для государства и его народа? Согласны ли вы с мыслью Пошаева о том, что демократия — вранье, по сути тот же тоталитаризм, только скрытый?

Адильхан Ержанов: Конечно, демократический стиль эволюционно выгоден обществу. Свобода побеждает и в экономике, и в социуме. Век империй и диктатур заканчивается. Просто кто-то этого не принимает, к сожалению. Например, Пошаев.

«Ридус»: Пошаев дает жителям поселения работу, но при этом полностью лишает их свободы действий, легко убивает неугодных. Такое устройство больше похоже на рабство. Модель управления народом Каратаса — аллегория современной действительности? Утрированная модель государства?

Адильхан Ержанов: Томас Гоббс говорил, что любая власть основана на лишении частички прав и свобод. Но я верю, что государство может быть и свободным. Тысячи лет эволюции вели нас к этому, хочется верить.

«Ридус»: В чем, по-вашему, заключается человеческая свобода?

Адильхан Ержанов: Если по Сартру, то в праве выбора. У всех есть это право.

«Ридус»: Философия Макиавелли переплетается с религиозными мотивами, в фильме присутствуют отсылки к Библии, Корану. Мусульманин, наставляющий Арзу, произносит слова Аллаха: «Воздаянием за зло является равноценное зло, воистину Аллах не любит беззаконников». Этот принцип стал руководством к действию, моральным оправданием убийства, совершенного Пошаевым?

Адильхан Ержанов: Перед этим он произносит фразу, что необходимо прощать, и призывает простить. Видите, тут опять-таки дело в выборе.

Кадр из фильма

Кадр из фильма «Голиаф».

© Онлайн-кинотеатр START

«Ридус»: А вы верите в то, что Арзу способен быть тем человеком, который поведет за собой жителей Каратаса?

Адильхан Ержанов: Я закончил историю в финале. Дальше — другая история, совсем другая, и я ее не продумывал.

«Ридус»: Какую основную идею вы хотели бы донести до зрителей «Голиафа»?

Адильхан Ержанов: Голиаф должен уйти.

«Ридус»: Из жанрового разнообразия в кинематографе вам ближе социальная драма?

Адильхан Ержанов: Нет. Мне нравится все, что является хорошим кино.

«Ридус»: Среди ваших режиссерских работ какую кинокартину считаете наиболее значимой для себя?

Адильхан Ержанов: Последнюю. Всегда нравится последняя.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+37

 

   

Комментарии (0)