Ваш следующий автомобиль будет китайским и электрическим
- 20 октября 2021 10:57
- Дмитрий Александров, редактор рубрики «Авто»
По данным агентства стратегических исследований BloombergNEF, более десяти китайских автопроизводителей уже экспортируют или готовятся везти подключаемые гибриды и электромобили в Европу и США.
Бренд BYD отчитался об отправке первой партии электромобилей в Норвегию в июне текущего года и планирует отправить еще 1500 автомобилей до новогодних праздников. На прошлой неделе бренд Nio объявил об отправке первой партии электромобилей в Норвегию. Китайский стартап Xpeng занят активными продажами в Скандинавии, а его менее известный конкурент Aiways отправил в Европу более 2500 электромобилей.
Наибольшую активность развил британский бренд MG Motor, который перезапустила китайская компания SAIC. Произведенные под этим брендом электромобили хорошо продаются в Великобритании, Скандинавии и других регионах благодаря конкурентоспособным ценам. Доля MG в растущем рынке электромобилей в Британии достигла 6%. В первые четыре месяца 2021 года продажи MG в Европе выросли на 79%.
MG — не единственный европейский бренд, который китайские автопроизводители используют для выхода на международный рынок: группа Geely владеет Volvo и долей в Daimler.
Продажи электромобилей в Европе начали расти в прошлом году после вступления в силу новых требований Евросоюза к содержанию СО2 в выхлопе новых автомобилей. Автопроизводители вынуждены пойти на меры по снижению среднего уровня содержания CO2, чтобы избежать крупных штрафов, но пока относятся к электромобилям лишь как к способу избежать санкций.
Многие решили не тратить деньги на модернизацию существующей линейки двигателей внутреннего сгорания и выбрали более эффективную стратегию увеличения доли гибридных моделей с возможностью езды в режиме электромобиля и подзарядки от сети.
Однако на достижение целевых показателей по выбросам CO2 дан достаточно длительный срок — до 2025 года, и это может способствовать тому, что европейские производители отложат переход к выпуску электромобилей.
Медлительность крупнейших европейских брендов может стать уникальной возможностью для китайских производителей электромобилей. Опросы потребителей неоднократно демонстрировали готовность европейцев пересесть на электромобили. Однако пока данных о том, что водители готовы покупать электромобили малоизвестных китайских брендов, недостаточно. Принято считать, что лояльность к бренду в автомобильном бизнесе прочнее, чем в других сферах, однако есть данные и о том, что доступная стоимость нередко оказывается сильнее лояльности.
Моделью для прогнозирования ситуации с китайскими электромобилями на рынках Европы может служить экспансия японских и корейских брендов в США. Вопросы о том, готовы ли покупатели доверять малознакомым брендам, уже задавались в 60—80-х годах, когда японцы, а затем корейцы завоевывали новые рынки.
Доля японских автопроизводителей на автомобильном рынке США выросла с 4% в 1970 году до 23% в 1990 году и 38% в 2010-м. Сегодня почти каждый второй автомобиль, проданный в США, произведен японским или корейским брендом.
Могут ли китайские автомобильные бренды рассчитывать на такой же успех? Стабильно благоприятные отношения между Китаем и Европой, медлительность европейских производителей и быстрые темпы технологического развития создают для них уникальное окно возможностей. Однако ожидать, что это продлится долго, вряд ли стоит. Европейские (а также японские и корейские) производители наращивают инвестиции в разработку электромобилей, и у китайцев просто может не оказаться нескольких десятилетий, чтобы повторить путь азиатских собратьев.
Японские бренды смогли получить такую огромную долю авторынка в США отчасти потому, что сосредоточились на автомобилях класса эконом, в то время как большая тройка Детройта продолжала концентрироваться на внедорожниках и пикапах. Электромобили сегодня можно расценивать как тот же класс эконом, но едва ли стоит ожидать, что европейские производители готовы уступить китайцам этот сегмент.
В целом в Европе согласны, что будущее за электромобилями, и единственным препятствием, мешающим немедленной смене стратегии, может быть слишком незначительный текущий спрос. Большая экспансия китайских брендов может подтолкнуть европейских автопроизводителей к изменению отношения к электромобилям и гибридам как к инструменту соблюдения норм по выбросам и побудить их к защите своей доли рынка.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: