+10
Сохранить Сохранено 7
×

Вакцинация, дистант и низкое качество образования: что ждет студента-2021


Вакцинация, дистант и низкое качество образования: что ждет студента-2021

© Игорь Ставцев / Коллаж / Ridus.ru

Чуть больше двух недель остается до начала нового учебного года, и похоже, что властям очень хочется отметить его начало улучшением коронавирусной статистики с помощью поголовной вакцинации студенчества.

При этом, судя по последним противоречивым заявлениям руководства Минобрнауки, чиновники не желают брать на себя ответственность за меры, которые в студенческой среде иначе как «принудиловкой» не называют.

Серьезные возражения у экспертов вызывает и дистанционный формат обучения, грозящий резким снижением качества образования и подготовки специалистов.

Выпускники Сколтех

Выпускники Сколтех

Сергей Домущий

Накануне замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев утвердил рекомендации по формату занятий для студентов в новом учебном году. В них содержался и пассаж о том, что ведомство считает целесообразным перевести не прошедших вакцинацию и даже имеющих медотвод студентов на удаленное обучение. Кроме того, в министерстве рекомендовали требовать справки о вакцинации, перенесенной болезни или медицинском отводе при заселении в общежитие.

При этом, в ведомстве не взяли на себя ответственность, повторив заявление, что решение в каждом конкретном субъекте РФ должны принимать сами образовательные учреждения.

Практически сразу с критикой рекомендаций выступила глава образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева.

Очевидно, что принудительная вакцинация с такими мерами, которые не допускают большое количество студентов до образовательного процесса и даже до заселения в общежитие, недопустима. Это точно будет неэффективным, это будет идти вразрез с интересами студентов и преподавателей, — заявила госпожа Шмелева.

Спустя несколько часов после публикации рекомендаций ведомство пошло на попятную. Господин Афанасьев пригрозил университетам, что в случае безосновательных ограничений в отношении не привитых от коронавируса студентов к вузам будут приниматься административные меры.

«И рыбку съесть, и в лодку не влезть»

По мнению собеседников «Ридуса», в студенческо-преподавательской среде происходящее стало результатом прежде всего нежелания чиновников брать на себя ответственность. Но при всем этом нежелании они хотят достичь если не результатов, то требуемых руководством страны количественных показателей в борьбе с пандемией.

Как пояснил изданию сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» преподаватель МФТИ Андраник Арутюнов, несмотря на все демарши, источник всколыхнувших общество идей о принуждении к вакцинации под угрозой недопуска в аудитории и кампусы — Минобрнауки.

Это совершенно очевидно. Во-первых, Минобр еще несколько месяцев назад циркуляры и рекомендации издавал по этому поводу. А во-вторых, вузам это нафиг не надо самим по себе. Так что вполне очевидно, что им настоятельно рекомендовано ввести соответствующие ограничения, — уверен господин Арутюнов.

По его словам, политика Минобрнауки в этой части достаточно последовательна. Ведомство в течение последних нескольких месяцев пытается различными путями заставить вузы самим какими-то способами добиться вакцинации подавляющего большинства студентов и преподавателей, избежав волнений в вузовской среде.

Они все время активно рекомендуют, а вузы пытаются выполнить эти рекомендации в меру своих возможностей. Но все при этом пытаются добиться, чтобы внутри вузов не возникало конфликтов.
В МФТИ был заход со стороны администрации, чтобы вакцинировать студентов, а кто невакцинирован — отправляем на дистант, не будем пускать в общежитие и так далее. Формулировки были размытые, но общий смысл был именно таков. Это немедленно привело к возмущению со стороны студентов, которые были категорически против именно того, чтобы их заставляли вакцинироваться, — рассказал «Ридусу» господин Арутюнов.

Согласен с этим утверждением и зампред российского профсоюза студентов Юрий Наконечный.

То, что делает Минобразования в этой истории, для меня показывает только одно: действия ведомства отражают происходящее в государстве. Органы власти так и не взяли на себя до конца ответственность за вакцинацию, а министерство не может пойти наперекор государственной политике и в унисон говорит: «Мы рекомендуем». Ведь рекомендательный характер не подразумевает какой-то ответственности. Это же не приказ, а «рекомендация»... Только нужно понимать, что рекомендации Министерства воспринимаются в университетах именно как приказ: если написано, то нужно выполнить, а иначе в ход идет система санкций, — отметил профсоюзный лидер.

Против принуждения, а не против вакцинации

Оба наших собеседника единодушно отвергли предположение, что в студенческой среде возражают против вакцинации по причине мракобесия.

По словам господина Арутюнова, аргументов против вакцинации среди студентов и преподавателей несколько. Первый: «Мы не желаем, чтобы нас именно принуждали. Это должно быть личным решением». Выражаясь современным языком, «мое тело — мое дело».

Даже те студенты, которые прошли вакцинацию, считают подобные меры принуждения дискриминационными, — заявил господин Арутюнов.

Второй аргумент противников прививок: они испытывают обоснованное сомнение, что предлагаемая вакцина эффективна, и не совсем доверяют вводимой субстанции.

Третий: они расценивают происходящее как попытку дискриминации.

Студенты вообще люди думающие, и принуждение само по себе связано с ограничениями прав и свобод. На мой взгляд, это дискриминация и разобщение студенческого сообщества. Люди были вместе — вместе учились, отдыхали, вместе ходили в клубы. А сейчас их искусственно разделяют. Это какой-то абсолютно новый, гуманный и абсолютно неестественный способ разделения людей на вакцинированных и невакцинированных, — считает Юрий Наконечный.

Кроме того, как отметил Андраник Арутюнов, отрицательную роль сыграли и организационные ошибки властей, из-за которых для некоторых категорий студентов получить прививку оказалось невозможно или затруднительно.

Это достаточно большая категория студентов, в которую входят не только африканцы, азиаты, европейцы из дальнего зарубежья, но и, например, украинцы и казахи. Я лично знаю нескольких студентов с гражданством Украины, которые хотели, но достаточно долго не могли получить прививку. Сейчас проблема в основном решена, но трудности по-прежнему имеются, — сказал «Ридусу» господин Арутюнов.
Ростов-на-Дону. Во время измерения температуры у студента ДГТУ.

Ростов-на-Дону. Во время измерения температуры у студента ДГТУ.

© Эрик Романенко / ТАСС

Дистанционное образование — дешево, прибыльно и некачественно

У возмущения, которое вызвали угрозы перевода непривитых студентов на дистанционное обучение, есть вполне понятные причины. Практически с первых дней пандемии специалисты говорили о той опасности, которую влечет за собой дистанционное обучение. В исследовании «Общероссийского гражданского фронта», проведенном в 2020 году, отмечалось низкое качество дистанционного обучения и отсутствие системного подхода.

По прошествии года пандемии выяснилось, что проблемы, которые таит дистант, гораздо серьезнее. Ярче всего это проявилось в ситуации со студентами-платниками.

За прошлый год фактически 100% коммерческих студентов, которые платят за учебу из своего кармана, получили вместо того образования, за которое заплатили, какую-то фигню. Просто откровенно некачественный суррогат, — заявил «Ридусу» Андраник Арутюнов.

Но, по его словам, проблема шире: все студенты (не только коммерческие, за каждого студента кто-то платит, будь то родители или государство) весь прошлый год получали куда менее качественное образование, чем должны были.

Это очень серьезная проблема, которая будет аукаться нам еще много лет, считает эксперт. Эти студенты будут учиться дальше и будут проседать по уровню знаний, потому как не получили качественного образования на первом или втором курсе. Они будут хуже учиться и дальше. Это многие десятки тысяч, которые будут худшими специалистами, нежели они должны были быть.

При этом господин Арутюнов считает, что образовательное ведомство совсем не склонно видеть в дистанте проблему. Наоборот.

Я думаю, что наше дорогое министерство, даже не сам министр Фальков, а его подчиненные, они вообще не исходят из тех соображений, что им необходимо настроить хороший, качественный учебный процесс. Это в принципе не является целевой функцией, которая оптимизируется со стороны министерства.
Министерство и вузы хотят наладить финансово эффективный учебный процесс. И там, где я как сопредседатель профсоюза вижу проблему, Минобрнауки, скорее, видит возможность.

По мнению сопредседателя профсоюза «Университетская солидарность», прошедший год показал: можно наладить учебный процесс с существенно меньшими затратами, существенно меньшими усилиями, существенно меньшим количеством преподавателей.

Дистанционное образование в принципе гораздо дешевле. Оно требует развертывания некой инфраструктуры, но, как показала практика, преподаватели в большинстве российских вузов сами справляются с покупкой всего необходимого [оборудования]. Они (чиновники. — Прим. «Ридуса») видят некую возможность. И я думаю, что вот это дистанционное — оно с нами просто навсегда, — считает Андраник Арутюнов.

По его мнению, существенное количество предметов в дальнейшем будет переводиться на дистант, будут создаваться дистанционные программы обучения.

То, что они некачественные, никого волнует. Это «неважно». Они эффективны с финансовой точки зрения. Вы меньшим количеством преподавателей можете «обучать» большее количество студентов. Вернее, организовывать некий «процесс преподавания». Российские вузы действуют и будут действовать в дальнейшем по принципу «научился — молодец, не научился — ну и ладно».
Выпускной в Сколтех

Выпускной в Сколтех

Сергей Домущий

Стимул к утечке мозгов

В хороших сильных университетах — МГУ, МФТИ, ВШЭ — среди студентов есть осознание того, что мы идем куда-то не туда, считают собеседники нашего издания. Но из их же слов следует, что сегодня, кроме самого студента и преподавателей-энтузиастов, в качестве учебы мало кто заинтересован.
По словам Андраника Арутюнова, руководству вузов важно, чтобы у них училось больше студентов, потому что каждый студент — это деньги из бюджета. В свою очередь, Минобрнауки не заинтересовано в качестве знаний, потому что функция, которую оно оптимизирует (улучшает), — это числовые, количественные параметры.

Они играют в циферки, и им совершенно неинтересно, чему научатся эти люди. На ракеты нужно не так уж много инженеров. Как-нибудь случайно — полуслучайно, где-нибудь они научатся, учатся на производстве, — сказал господин Арутюнов.

И, по его словам, студенческое сообщество решить эту проблему в одиночку не в состоянии, хотя страдает прежде всего именно оно.

Болонский университет

Болонский университет.

Фото: Сергей Домущий

В индивидуальном порядке студенты решают эту проблему тем путем, что хорошо учатся, изучают английский и стараются уехать на обучение в магистратуре за рубеж. Или, по крайней мере, учатся дополнительно дистанционно в той же самой «Курсере», отмечает собеседник «Ридуса».

По его словам, решением проблемы, возможно, будет деятельность в России каких-то частных вузов, того же Свободного университета, которые будут стараться учить хорошо, а не как в «Синергии». Другим направлением станет увеличение числа студентов, которые уезжают за рубеж. Сколько из них вернется, чтобы продолжить работать в России, — очень большой вопрос.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+10

 

   

Комментарии (0)