+90
Сохранить Сохранено 7
×

В России создают мобильные отряды операторов боевых беспилотников


В России создают мобильные отряды операторов боевых беспилотников

© Андрей Гулютин/Ridus.ru

Длящаяся уже полгода спецоперация на Украине, выявила один из многих моментов, к которым оказались недостаточно готовы наши вооруженные силы. Речь о нехватке на вооружении российской армии беспилотных летательных аппаратов, хоть об этом и предупреждали заранее. В итоге ВС РФ пришлось, как и многое другое, наверстывать на ходу.

О том, как Россия и ЛДНР готовят отряды боевых БПЛА — в репортаже «Ридуса».

Количество и качество

Невероятный численный перевес по беспилотникам, который имела украинская армия с начала СВО за прошедшие шесть месяцев, был существенно восполнен. Гособоронзаказ работает на полную катушку, плюс на фронт идет нескончаемым потоком, собираемая со всей страны и даже из зарубежья, гуманитарная помощь. Помимо разработок отечественной «оборонки», подразделения ВС РФ начали укомплектовывать «бытовыми» коптерами, прежде всего, продукцией компании китайской DJI, известной своими «мавиками».

Почему именно DJI, которая, судя по всему на этой войне озолотилась, как немногие? Ведь ВСУ тоже предпочитают «мавики».

«Потому что это наиболее оптимально подготовленные для практической работы коптеры. С точки зрения навигации, софта, железа, всего», — объясняет Петрович, волонтёр-специалист по БПЛА, признанный эксперт и автор канала «Оператор шагающей мясорубки».
Петрович, автор канала «Оператор шагающей мясорубки».
Петрович, автор канала «Оператор шагающей мясорубки».© Ridus.ru

По словам собеседника «Ридуса», это «чисто потребительский продукт, абсолютно доведенный до ума и полностью ориентированный на пользователя». Из аналогов, по словам эксперта, можно привести в пример продукцию Apple при жизни Стива Джоббса. «Может быть есть какие-то другие дроны получше, но продукция DJI — наилучшая с точки зрения цены/качества/доступности, и это не реклама, это факт, доказанный востребованностью», — заключает Петрович.

Помимо того, опрошенные «Ридусом» эксперты рынка отмечают, что в DJI качественно проработали вопрос безопасности. «Мавики» меньше бьются, а если и бьются, то не обязательно «под списание», кроме того, DJI производят в достаточном количестве запчасти к своей продукции.

Подобные модели с подобными характеристиками можно привести в Россию по цене вдвое-втрое ниже, чем они продаются в России
Подобные модели с подобными характеристиками можно привезти в Россию по цене вдвое-втрое ниже, чем они продаются у нас.

Рынок реагирует на резко возросший спрос соответствующим образом. Во-первых, «мавики» не так уж легко найти в российских магазинах, особенно определенные модели типа Mavic 3 Pro. Но главное, что ценник возрос невероятно. Средняя стоимость продукции DJI примерно вдвое превышает цену, которую устанавливает изначально производитель. Эту проблему, впрочем, системно помогающие фронту волонтеры решили быстро — уже налажены многочисленные прямые поставки «челночным способом» из множества стран Юго-Восточной Азии.

Однако если количественный перевес ВСУ в вопросе БПЛА устранить удалось, то качественный — еще предстоит.

«Мало массово закупить на фронт коптеры по цене подержанного автомобиля. Для работы на них и их обслуживания нужны соответствующие специалисты, которых, как оказалось, не только в армии, но и вообще в России не хватает», — говорит в беседе с «Ридусом» глава аналитического отдела Международного евразийского движения Владимир Киреев.

В итоге в некоторых армейских подразделениях, по словам эксперта, где дорогущие БПЛА становятся на баланс, они вскоре ложатся «мертвым грузом» — ну кому хочется отвечать за утраченное имущество. А война, ведь дело такое: беспилотники сбивают, перехватывают, подавляют, в общем борются с ними в небе как могут. Причем в этой сфере украинская сторона тоже, как минимум, не слабее российской.

Дроны
Дроны © Ridus.ru

Нужно заметить, спецоперация породила еще по обе стороны конфликта целую отрасль специалистов из числа народных умельцев по разработке дополнительного программного обеспечения для продукции DJI, ее «перепрошивке» и тюнингу. Продолжающиеся боевые действия, собственно, еще и запустили войну специалистов по улучшениям.

«Но как бы то ни было, я ни в коем случае не поддержу разномастных „всепропальцев“, в России имеется немало специалистов серьезного уровня, постоянно появляются новые разработки, да и подготовка специалистов по работе с „массовыми“ БПЛА тоже качественно растет», — уверен автор канала «Оператор шагающей мясорубки».

В подтверждение его слов, за последние дни в окрестностях Москвы и Донецка произошло несколько взаимосвязанных знаковых событий, которые вполне могут все оптимистичные прогнозы воплотить в реальность.

Учимся летать и чинить

Накануне в столице ДНР состоялись очередные практические и теоретические занятия по тактической работе с БПЛА в Республиканском центре беспилотных систем, созданном при поддержке главы республики Дениса Пушилина.

Как рассказал «Ридусу» один из руководителей центра, пожелавший сохранить имя в тайне, подготовительные курсы под руководством опытных инструкторов прошли уже более сотни военспецов, операторов боевых и разведывательных БПЛА. Также вовсю идет подготовка механиков по работе с беспилотниками.

Впрочем, прошедшие в четверг в донецком центре занятия, возможно, станут историческими. И даже не потому, что вместе с учредителем Центра Денисом Пушилиным курсы посетил и первый зам. руководителя администрации президента России Сергей Кириенко.

Отучившиеся в Центре им. Жоги бойцы "Эспаньолы" вместе с презентованными высокими чиновниками коптерами
Отучившиеся в Центре им. Жоги бойцы «Эспаньолы» вместе с презентованными высокими чиновниками коптерами© Ridus.ru

«Совместно с Сергеем Кириенко передали учебному центру по управлению БПЛА имени Владимира Жоги 86 беспилотных летательных аппаратов от Общероссийского народного фронта», — сообщил у себя в телеграм-канале Денис Пушилин. Часть из них получили бойцы «Эспаньолы», воинского соединения, собранного из числа футбольных фанатов, о создании которого писал «Ридус».

Переданные беспилотники станут солидной частью материальной базы создаваемых «Эспаньолой» мобильных отрядов операторов боевых и разведывательных БПЛА.

Испанец, командир подразделения «Эспаньола»
Испанец, командир подразделения «Эспаньола» © Андрей Гулютин/Ridus.ru
«В рядах „Эспаньолы“ в том числе, и в силу более молодого среднего возраста командирского состава, и в силу того, что околофутбольная молодежь пассионарна и развита во всем, в том числе, и в технической сфере, мы одними из первых не только пришли к выводу, что необходимо наращивать работу с беспилотниками, но и сразу же, практически с момента создания нашего соединения, мы начали работу над созданием „военно-воздушных отрядов“», — говорит в беседе с «Ридусом» Испанец, Станислав Орлов, командир «Эспаньолы».

По словам собеседника «Ридуса», он очень рад началу системного взаимодействия «Эспаньолы» с батальоном «Восток», управляемым Александром Ходаковским. «С середины августа в состав „Востока“ вольется сотня всесторонне заряженных боевых футбольных фанатов из лучших „движей“ России», — отметил Испанец.

«Так вот, как оказалось, именно батальон „Восток“ и его командирский состав всесторонне озаботился военно-технической и инженерной подготовкой личного состава, а также оснащением его всеми самыми передовыми технологиями, — рассказывает Орлов. — Всё, что узнают как о легендах и мифах на страницах разных военно-технических форумов, в „Востоке“ уже есть и вовсю эксплуатируется».

«Очевидно, наш энтузиазм плодотворно ляжет на уже подготовленную почву „Востока“», — резюмировал собеседник «Ридуса».

Как отметил Испанец, его подразделение месяц назад официально объявило о создании «мобильной бригады операторов БПЛА и иной техники».

«В наших рядах уже сражаются и управляют „глазами“ разведки опытные специалисты. Но теперь мы готовим большую ударную группу, — говорится в сообщении Эспаньолы. — Теперь мы собираем всех, кто готов войти в отряд. Супер-геймеров всех мастей, компьютерных гениев и отморозков-ветеранов кибервойн, а также профи в сфере управления беспилотной техникой, изобретателей новшеств и обладателей иного полезного технического опыта».

«Ридусу» удалось побывать на одном из подмосковных частных аэродромов, где прошел слет инструкторов, которые займутся подготовкой спецотряда «Эспаньолы». Одним из них оказался тот самый Петрович, признанный эксперт в сфере «дроноведения».

Ниже — видеорепортаж о том, как будет проходить обучение будущих специалистов по боевым БПЛА.

Нам важно ваше мнение!

+90

 

   

Комментарии (0)