В атмосфере другой планеты обнаружили редкое погодное явление

Астрономы обнаружили очень редкое метеорологическое явление, известное как глория, на другой планете, — более того, необычный радужный ореол был найден за пределами Солнечной системы впервые. Глория так важна для астрономов, поскольку это искривление света обычно вызвано каплями дождя, поэтому она отличается от настоящей радуги, но свидетельствует о том, что в чужеродном мире может быть вода.

Глория в атмосфере Венеры (слева) и Земли (справа).
Глория в атмосфере Венеры (слева) и Земли (справа).© ESA

Глория состоит из нескольких радужных колец, и её можно увидеть только тогда, когда смотришь на свою тень с большой высоты. Раньше единственный способ увидеть глорию заключался в подъёме на высокую гору или небоскрёб, но найти это радужное свечение в другом мире оказалось ещё удивительнее.

Планета WASP-76b настолько горячая, что кажется, будто из неё выливается железный дождь. Находясь очень близко к своей звезде, этот мир обладает дневной температурой 2400°C, а около границы между днём и ночью (терминатором) металлы, испаряющиеся на дневной стороне, конденсируются и выпадают в виде дождя. И спутник «Хеопс» за три года наблюдения обнаружил неожиданный световой узор, исходящий из этого адского пекла.

Ночная сторона планеты обладает достаточно стабильной температурой, чтобы изрыгать капли дождя из расплавленного железа.© ESA

На Земле глорию создают капли воды, но в облаках WASP-76b идентифицировано почти 20 типов атомов и молекул, которые могут породить такой эффект. Поэтому вовсе необязательно, что в этом мире есть чистая вода. Тем не менее, устойчивость этих капель означает, что вблизи терминатора температура относительно стабильна, и для астрономии эти данные имеют большое значение, поскольку они позволяют больше узнать о строении далёких звёзд и экзопланет.