+19
Сохранить Сохранено 7
×

Украинский эндшпиль: в НАТО решают судьбу России по окончании конфликта с Украиной


Украинский эндшпиль: в НАТО решают судьбу России по окончании конфликта с Украиной

Почти весь год конфликта на Украине союзники по НАТО пытались представить свои ряды неким единым фронтом, в котором есть незначительные отщепенцы типа Виктора Орбана.

«В наших интересах безопасности поддерживать Украину. Если вы посмотрите на альянс, есть сильная, постоянная поддержка по обе стороны Атлантики», — сказал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг радиостанции NPR в прошлом месяце в штаб-квартире организации в Брюсселе.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. © dvidshub.net

Это правда. Но правда и то, что между политиками в США и Европе, не говоря уже об Украине, существуют фундаментальные разногласия в вопросе о том, как строить отношения с участниками конфликта по его окончании и какую роль, если таковая имеется, Россия должна играть в послевоенной Европе.

В декабре президент Франции Эммануэль Макрон сказал, что НАТО в конечном итоге придется решить проблемы гарантий безопасности России.

«Как мы защитим наших союзников и государства-члены, если предоставим гарантии собственной безопасности России, когда она сядет за стол переговоров?» — сказал Макрон в интервью французскому телевидению.

Для союзников по НАТО в Восточной Европе эта позиция неприемлема. В том числе и по эмоциональным причинам. «Такая риторика, исходящая от западных лидеров, играет роль в нарративе Кремля», — говорит Линас Коджала, который руководит литовским Центром восточноевропейских исследований. По его словам, часть нарратива Владимира Путина заключается в том, что Россия отправила войска на Украину, чтобы предотвратить ее вступление в НАТО, что в то время было в лучшем случае отдаленным стремлением.

Коджала и другие эксперты полагают, что цель была шире: остановить продолжающийся дрейф Украины с орбиты России в объятия Запада.

«Президент Путин четко заявил, что не должно быть государства Украина, потому что это просто часть России. Это война не из-за НАТО, а из-за того, что Россия является империалистической державой в современной Европе», — говорит Коджала.

Бруно Лете, старший научный сотрудник Немецкого фонда Маршалла в Брюсселе, говорит, что союзники по НАТО также разделились по своим конечным целям после войны. Страны Скандинавии, Центральной Европы и Восточной Европы хотят решительной победы Украины. Крупные державы в Западной Европе также хотят, чтобы Украина победила, «но, вероятно, также заинтересованы в какой-то сделке, в каком-то мирном урегулировании».

Кристи Райк, заместитель директора Международного центра обороны и безопасности Эстонии, говорит, что эти различные подходы частично зависят от расстояния и истории. Страны, которые граничат с Россией и когда-то были частью Советского Союза, в частности Эстония и Латвия, «чувствуют угрозу», говорит она.

Райк говорит, что привилегия сверхдержавы также играет свою роль.

«Франция и Германия привыкли рассматривать Россию как одну из главных держав в Европе. Они привыкли думать, что в конечном счете вопросы европейской безопасности решаются, и решаются среди крупных держав».

Но НАТО не следовало этому принципу после распада Советского Союза. Россия, в свою очередь, настаивает на том, что США обещали не расширять НАТО. Многие аналитики говорят, что альянс не учел исторические тревоги России.

«Если бы Соединенные Штаты не провели последние… 14 лет, открыто заявляя, что однажды Украина станет членом НАТО, и последние несколько лет не говорили бы открыто об Украине как о союзнике де-факто, я думаю, что нас бы сейчас здесь не было», — говорит Зак Пайкин, сотрудник брюссельского Центра европейских политических исследований.

Господин Пайкин указывает, что огромная страна — это географическая реальность, которая должна быть частью любого прочного мира.

«Нравится нам это или нет, в какой-то момент нам придется решить вопрос о поиске адекватного места для России в Европе, которое обеспечит заявленной Россией проблеме безопасности немного легитимности, — говорит Пайкин. — В противном случае мы можем быть вынуждены наблюдать непредсказуемую и неконтролируемую спираль эскалации в наших отношениях с Россией на долгие годы».

Сейчас у западного альянса нет интереса к публичному разговору с Кремлем. Некоторые на Западе говорят, что до тех пор, пока Путин остается у власти, его и не должно быть.

«Будут очень, очень громкие дебаты, как в Германии, так и во Франции и других западноевропейских странах, с теми, кто говорит: „Нет, мы не можем заключать сделку с Путиным“», — говорит Роланд Фройденштейн, возглавляющий брюссельский офис аналитического центра GLOBSEC. Однако он отмечает, что «дипломатия заключается в разговоре с людьми, которые нам не нравятся».


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+19

 

   

Комментарии (0)