+29
Сохранить Сохранено 7
×

Уходящая натура: станет ли коронация Карла III последней в истории британской монархии


Уходящая натура: станет ли коронация Карла III последней в истории британской монархии

Карл III.

В эти выходные взоры всего мира будут прикованы к Великобритании, где 6 мая пройдет коронация Карла III в Вестминстерском аббатстве. Она положит начало трехдневным празднованиям по всей стране.

Служба — первая в своем роде за 70 лет — носит в основном церемониальный характер, поскольку официально 74-летний король взошел на престол 8 сентября 2022 года, в день смерти королевы Елизаветы II. И многие на сложном экономическом фоне в стране, которая сталкивается с самым тяжелым кризисом стоимости жизни за последнее поколение, ставят под сомнение ее обоснованность.

Дорогое удовольствие

Букингемский дворец. © flickr.com

Букингемский дворец не назвал точных данных о стоимости коронации. По неофициальным оценкам, расходы составят от 50 до 100 миллионов фунтов стерлингов (63–125 миллионов долларов).

Это больше, чем примерно 50 миллионов фунтов стерлингов в сегодняшних деньгах, которые были потрачены на коронацию Елизаветы II в 1953 году, и намного превышает эквивалент 24,8 миллиона фунтов стерлингов, израсходованных на коронацию Георга VI в 1937 году, подсчитал CNBC.

При этом утверждается, что Карл III стремился к более скромному празднованию с «более короткой и менее дорогой» церемонией. Коронацию в Вестминстерском аббатстве, например, посетят около 2000 VIP-гостей — примерно четверть от числа присутствовавших на коронации покойной королевы, и процесс продлится лишь около часа.

Несмотря на то, что Карл III почти вдвое богаче свой матери, его коронация финансируется в основном правительством Великобритании, то есть британскими налогоплательщиками. Букингемский дворец вносит свою долю, но ее размер не раскрывается. Между тем в недавнем опросе YouGov более половины (51%) британцев заявили, что коронация не должна оплачиваться из государственного бюджета.

Дополнительные потери экономики из-за приуроченного к коронации выходного дня 8 мая оцениваются в 1,36 миллиарда фунтов стерлингов.

Правительство, в свою очередь, настаивает, что это событие принесет миллионы британскому бизнесу, особенно розничной торговле, туризму и индустрии гостеприимства. По некоторым оценкам, розничные продажи в праздничные дни обычно увеличиваются примерно на 15%.

UK Hospitality, торговая ассоциация индустрии гостеприимства, заявила, что коронация короля может принести отрасли 350 миллионов фунтов стерлингов. В сочетании с двумя дополнительными майскими выходными днями и конкурсом Евровидение в Ливерпуле 13 мая это может дать общий прирост в размере миллиарда фунтов стерлингов.

Грандиозная прощальная вечеринка?

Предстоящая коронация может стать последней в истории британской короны, считает обозреватель Bloomberg Панкадж Мишра. Согласно опросу, проведенному Национальным центром социальных исследований, только три человека из десяти в Великобритании считают монархию «очень важной» — это самый низкий показатель за всю историю наблюдений. А среди молодежи от 18 до 24 лет таких и вовсе всего 12%. Зато почти половина респондентов полагают, что монархию пора отменить.

Церемония, по данным того же YouGov, особого ажиотажа тоже не вызывает. Лишь 9% респондентов искренне заинтересованы в том, как она пройдет. Каждому третьему (35%) это событие кажется «не слишком значимым», еще 29% заявили, что не испытывают к нему никакого интереса.

Поддержка британского монарха быстрее снижается и в тех странах, где он все еще номинально является главой государства. Барбадос стал республикой в ​​2021 году, аналогичный процесс конституционной реформы уже запустила Ямайка. За ними могут последовать и другие. Даже Австралия собирается стать республикой, заявил на прошлой неделе новый посол страны в Великобритании.

На фоне текущих экономических трудностей Великобритании дорогостоящая коронация выглядит нелепо, считает Панкадж Мишра. И она может быть оправданна, по крайней мере в собственном сознании нового короля, только как грандиозная прощальная вечеринка перед упразднением его державной должности.

«Британии больше, чем когда-либо, нужно решать насущные проблемы настоящего и будущего вместо того, чтобы снова щедро воспроизводить свое прошлое», пишет обозреватель Bloomberg.

Политическая страховка

Хоронить конституционную монархию рано, считает профессор международного права, профессор политологии Чикагского университета Том Гинзбург. Сейчас этот институт присутствует в 34 странах, и многие из них чрезвычайно успешны по любым меркам, пишет он в статье для Project Syndicate.

Согласно индексу демократии Economist Intelligence Unit за 2022 год, десять из двадцати ведущих демократий мира являются конституционными монархиями, как и девять из двадцати самых богатых стран. И восемь из десяти наиболее устойчивых национальных конституций предусматривают монарха.

Конституционная монархия дает своего рода политическую страховку. Не обладая реальной властью в спокойные времена, монарх может вмешиваться в ситуацию в периоды национального кризиса. Известны примеры, когда короли и королевы помогали предотвратить государственные перевороты.

Король Норвегии Хокон VII
Король Норвегии Хокон VII. © flickr.com

Монарх также может действовать как центр национального сопротивления захватчикам. Так, во время Второй мировой войны король Норвегии Хокон VII отказался признать правительство нацистского коллаборациониста Видкуна Квислинга, решив вместо этого покинуть свою страну на время войны. Король Марокко Мохаммед V отказался выполнить приказ Виши о задержании евреев во время войны, а король Дании демонстративно надел желтую Звезду Давида.

В нашу эпоху символическое единство, обеспечиваемое монархией, может сдержать крайние проявления популизма, переходящие в захват власти. Демагоги-популисты обычно заявляют об исключительной, почти мистической связи с «народом», который они одни могут защитить от элит и внешних врагов. Однако наличие конституционного монарха ограничивает тот объем этой символической власти, который может накопить любой другой человек.

«В то время как Реджеп Тайип Эрдоган в Турции выдает себя за нового султана, а Уго Чавес, покойный венесуэльский лидер, любил ссылаться на пожизненного президента Симона Боливара, трудно понять, как может появиться британский, датский или норвежский эквивалент», — замечает эксперт.

Это подтверждают данные глобальной базы данных популизма, согласно которым конституционные монархии менее подвержены популистской риторике в политических выступлениях.

На самом деле быть конституционным монархом — адская работа, утверждает Том Гинзбург. Конституционный монарх является в некотором смысле узником общества: играя лишь церемониальную роль, он проводит свои дни, перерезая ленточки и произнося мягкие речи, в то время как каждое его движение анализируется для развлечения.

Неудивительно, что некоторые члены королевской семьи ушли из семейного бизнеса: вместе с британским принцем Гарри японская принцесса Мако отказалась от своего титула в 2021 году, перебрался в США и датский принц Иоахим.

«Король Карл может показаться пережитком архаичной системы, и, несомненно, его владения в ближайшие годы сократятся. Но он не исчезнет, ​​и для его оставшихся подданных это может быть очень даже хорошо», — заключает профессор.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+29

 

   

Комментарии (0)