+30
Сохранить Сохранено 7
×

Уходя не уходи: почему западные компании остаются в России


Уходя не уходи: почему западные компании остаются в России

Coca-Cola покинула Россию

Год назад западный капитал стремительно побежал из России. Но до сих пор сотни компаний, в том числе крупных и средних, из Европы и США остаются в стране и продолжают вести бизнес, несмотря на западные санкции и яростные кампании бойкота. И лишь немногие полностью разорвали все связи.

По данным исследований, на которые ссылается The New York Times, менее 9% из примерно 1400 компаний из Европы, США, Японии, Великобритании и Канады продали свое российское дочернее предприятие. И это ставит под сомнение готовность западного бизнеса окончательно уйти из России.

Давление обязательств и пути отхода

Некоторые из оставшихся объясняют свое решение тем, что в них нуждаются клиенты. В их числе французская сеть супермаркетов Auchan, которая сохранила свои магазины в России и Украине, чтобы «удовлетворить основные потребности гражданского населения в продуктах питания».

Другие компании просто свернули свои операции в России, или их выход, о котором было объявлено прошлой весной, застопорился. Фармацевтический гигант Pfizer прекратил инвестировать в Россию, но продолжает продавать ограниченный ассортимент продукции, а прибыль направляется гуманитарным группам в Украине.

Carlsberg, третья по величине пивоваренная компания в мире, пытается найти покупателя для своих российских пивоварен, который предложил бы условия обратного выкупа, позволяющие компании вернуться, когда ситуация стабилизируется.

Руководители западных корпораций часто говорят, что несут ответственность перед акционерами и не могут просто подарить свои миллиардные активы Москве. Подобные опасения побудили табачного гиганта Philip Morris в прошлом месяце заявить, что он, возможно, никогда не продаст свой российский бизнес, несмотря на попытки сделать это.

Другие не хотят отдавать свою долю российского рынка компаниям из Китая, Турции, Индии или Латинской Америки, которые присматриваются к собственности, оставленной уходящими западными фирмами.

Между молотом и наковальней

Магазин Aucan
Магазин Auchan © Википедия

Наглядное представление о сложностях, с которыми, по словам западных компаний, они сталкиваются в этой ситуации, дает Auchan.

Компания настаивала, что ее магазины в России необходимы для обеспечения продовольствием ее гражданских клиентов и сохранения занятости для 29 000 рабочих. Она также заявила, что прекратила инвестиции в стране, оставив российскую дочернюю компанию отдельной самоокупаемой организацией.

Закрытие бизнеса, объем продаж которого в 2021 году составил 3,2 миллиарда евро (3,4 миллиарда долларов), или 10% выручки Auchan, было бы расценено российскими властями как банкротство, заявила компания, что может привести к судебному преследованию местных менеджеров и конфискации сотен супермаркетов, в которые компания инвестировала более 20 лет.

Но недавно Auchan столкнулся с новой волной обвинений, когда расследование, проведенное французской ежедневной газетой Le Monde, показало, что некоторые сотрудники компании в России собирали пожертвованные товары, которые затем отправлялись российским войскам. В Auchan заявили, что провели внутреннее расследование, и эти данные не соответствуют действительности.

Правила изменились

Компании, которые пообещали уйти, говорят, что изменение российских правил в ответ на западные санкции усложнило задачу. Иностранные компании могут продавать активы только с разрешения Минфина России, что может занять от шести до 12 месяцев. А корпорации из стратегических секторов, включая нефтяной и банковский, нуждаются в одобрении президента Владимира Путина.

Heineken заявила, что вскоре после объявления в марте прошлого года о прекращении продажи своего пива в России «получила официальные предупреждения от российской прокуратуры» о том, что решение о приостановке или закрытии ее российской дочерней компании будет считаться преднамеренным банкротством — уголовным преступлением, которое может привести к национализации.

Пиво Heineken
Пиво Heineken © unsplash.com

Пивоварня, которой грозит бойкот после сообщений СМИ о том, что ее российская дочерняя компания продолжала продавать пиво Amstel и представила более 60 новых продуктов в прошлом году, заявила, что ее сотрудники в России были вынуждены поддерживать продажи, чтобы предотвратить неплатежеспособность и «самую реальную угрозу» национализации. Heineken заявила, что ожидает финансовых потерь в размере около 300 миллионов евро в случае возможного выхода из России.

Компания ВР, которая год назад пообещала избавиться от своей почти 20-процентной доли в «Роснефти», до сих пор этого не сделала и поясняет, что «процесс затянулся», так как его сдерживают международные санкции и российское правительство, которое имеет фактические права одобрения любого покупателя.

Другие компании пытаются оставить дверь открытой для возврата. Carlsberg планирует продать свои российские предприятия к середине 2023 года. Но исполнительный директор пивоварни Сис’т Харт сказал, что Carlsberg добивается оговорки о выкупе, которая даст ей возможность выкупить российские активы позднее.

Для Renault продажа своих заводов прошлым летом российскому государственному предприятию включала важный пункт, позволяющий автопроизводителю пересмотреть вопрос о возвращении к своим современным сборочным линиям через шесть лет. Компания заявила, что уход из России повлечет за собой финансовые потери в размере 2,2 миллиарда евро.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+30

 

   

Комментарии (0)