+7
Сохранить Сохранено 7
×

Ученые люди стремятся в Россию


Ученые люди стремятся в Россию

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Число иностранных ученых и преподавателей, которые приехали трудиться в Россию, в пять раз превышает количество российских исследователей и профессоров, уезжающих за рубеж. Для отечественных ученых международная мобильность — скорее привилегия, в то время как для иностранных — это общепринятая практика, поощряемая на разных этапах научной карьеры.

НИУ ВШЭ изучил данные из 566 организаций, подведомственных Минобрнауки, сообщает «Коммерсантъ». Были опрошены вузы (33%), а также научно-исследовательские институты, национальные исследовательские и государственные научные центры (67%), расположенные во всех федеральных округах. Термином «международная мобильность» определялся въезд или выезд для работы, обучения либо прохождения стажировки из одной страны в другую на срок от трех месяцев. Речь об аспирантах и исследователях (руководителях организаций, научных сотрудниках, экспертах, аналитиках, инженерах, консультантах), также, как и о представителях профессорско-преподавательского состава.

В 2021 году поток выезжающих из России аспирантов сократился на 40,8% по сравнению с 2019 годом (173 против 292 человек). Большинство обучаются в вузах, лишь 10% — в НИИ. В основном аспиранты выезжают в Германию, Белоруссию и Францию.

Если в 2019 году из России на работу или стажировку выехало 540 ученых, то в 2021 году — всего 277, почти вдвое меньше. Чаще всего выезжали научные сотрудники (72%). Большинство из них занимаются естественными науками (73%), техническими (14%) и сельскохозяйственными (6%). В топ стран, куда за три последних года чаще всего отправляются российские ученые, входят Германия, Франция, США, Китай и Вьетнам.

Интересно, что численность иностранных исследователей, приезжающих на работу, обучение или стажировку в российские вузы и НИИ, в 2,5 раза превышает количество выезжающих из страны. В 2019 году в Россию приехали 815 иностранных исследователей, а в 2021 году — 678. 80% из них были приняты по трудовому договору. В основном приезжие — ученые, занятые в области естественных (44%) и технических (35%) наук. У большинства приезжающих исследователей нет научных степеней, 24% имеют степень PhD, 15% — кандидаты, 6% — доктора наук.

Среди иностранцев без ученой степени наполовину те, кто обучался в собственных странах на программах PhD, в Россию они приехали в рамках обмена или стажировки. Остальные исследователи без степеней — иностранные студенты, которые приняты в российских вузах и НИИ на должности, связанные с выполнением научных исследований и разработок.

Наиболее привлекательны для иностранцев научные организации, расположенные в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирской и Томской областях, говорится в исследовании. Иностранцы приезжают туда из Казахстана, Белоруссии, Украины, Китая и Германии.

Число приезжающих в Россию работников профессорско-преподавательского состава также многократно превосходит количество отъезжающих. Так, в 2019 году из страны выехало 237 россиян и приехало 1607 иностранцев, а в 2021 году — 71 против 1145 человек. Из России выезжают преимущественно молодые преподаватели, имеющие степень кандидата наук. В основном они отправляются в Германию, Китай, Чехию и Казахстан, где трудятся до одного года.

В Россию же больше всего приезжает преподавателей из Китая, Германии, Казахстана, Белоруссии и Украины, не имеющих ученой степени (41%), для работы, обучения или прохождения стажировки. 70% из них приезжают на срок до одного года.

Как сообщал Ридус ранее, глава «Сбера» Герман Греф высказался в публичном поле о том, что школа «напихивает» в молодое поколение всякую чепуху, что на пользу ему, этому поколению, никак не идёт. Тезис не новый, но до сих пор обсуждавшийся в основном кулуарно — на родительских кухнях и в учительских. Помимо этого, Германом Оскаровичем было сделано несколько столь же эмоциональных и дискуссионных заявлений. «Ридус» попытался разобраться, что же именно было сказано и почему это вызвало такую бурю эмоций в педагогической среде.

Резкие слова в адрес системы образования были произнесены Германом Грефом на Гайдаровском форуме. Гайдаровский форум — конференция по экономике, которая проводится в России с 2010 года.

ерман Греф.
Герман Греф. © Игорь Ставцев / Коллаж / Ridus.ru

«Какое отношение образование имеет к экономическим проблемам?» — спросите вы. Самое прямое. Во-первых, образовательный рынок — это миллиарды бюджетных и частных денег, которые тратятся на учебники и форму, проезд и дополнительное образование, собственно обучение, гаджеты и софт, онлайн-курсы, олимпиады и питание… Обучить ребенка стоит очень дорого, даже если он не учится в частной гимназии за 40 тысяч рублей в месяц.

Но кто-то тратит, а кто-то и получает, поэтому за каждый госзаказ в сфере образования идёт драка, а рост сегмента онлайн-обучения и дистанционного образования дал толчок к росту доходности образовательных платформ и сервисов. Так что ничего удивительного, что экономист ступил на педагогическое поле, тем более что у Грефа есть собственный проект «Учитель для России», в рамках которого профи из разных сфер работают учителями в обычных школах.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+7

 

   

Комментарии (0)