+31
Сохранить Сохранено 7
×

Турецкий парадокс: зачем ЕС нужен Эрдоган


Турецкий парадокс: зачем ЕС нужен Эрдоган

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

В предстоящие выходные взоры политических экспертов будут прикованы к Турции, где 14 мая пройдут досрочные выборы президента. Главные претенденты на победу — лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу и действующий глава государства Реджеп Тайип Эрдоган. Последнего по многим причинам не любят западные лидеры, но кое в чем его фигура их все-таки устраивает.

Присутствие Эрдогана у власти позволило ЕС обойти вопрос о том, нужно ли принимать Турцию в ряды содружества. Как отмечает Politico, для многих европейских лидеров турецкий президент, который в последние годы становится все более авторитарным, был полезным политическим фоном, позволяющим ЕС на законных основаниях исключить любые серьезные переговоры с Анкарой о членстве в блоке.

«Последние несколько лет мы наблюдаем, как Турция и ЕС движутся в противоположных направлениях. Турция при Эрдогане отошла от европейских ценностей, процесс вступления полностью застопорился, в результате идея о том, чтобы Турция стала членом Евросоюза, больше не является реальной целью», — сказал изданию бывший посол Турции в ЕС Селим Кунеральп.

Но смена режима может изменить эту ситуацию.

Сложная история

История отношений между ЕС и Турцией насчитывает более 60 лет. В 1959 году Турция подала заявку на ассоциацию с Европейским экономическим сообществом, предшественником ЕС, что привело к подписанию Анкарского соглашения в 1963 году.

Европейский союз
Европейский союз. © unsplash.com

Серия переворотов в стране, экономическая и политическая нестабильность отодвинули вопрос интеграции Турции и ЕС на второй план, но к 1980-м годам он вернулся в актуальную повестку. В 1987 году Турция подала заявку на вступление в ЕЭС. Десять лет спустя ей был предоставлен статус кандидата, и страна начала предпринимать значительные шаги, чтобы соответствовать критериям вступления, установленным ЕС.

Примерно в это же время к власти пришел Эрдоган и поначалу говорил о плюрализме, демократии и гармонии, даже начал мирные переговоры с курдской группой РПК. Он приступил к работе, проводя реформы, которые приблизили Турцию к критериям ЕС. Но вскоре отношения с Брюсселем испортились. Эрдогана все больше разочаровывали темпы вступления в ЕС, где несколько государств-членов ясно дали понять, что не очень хотят принимать Турцию в блок.

Постоянным предметом трений стала проблема Кипра, северную часть которого с 1974 года контролирует Турция, а южная — Республика Кипр — вступила в ЕС в 2004 году. Потом в 2011 году Анкару с кратким пятичасовым визитом посетил тогдашний президент Франции Николя Саркози, который, небрежно жуя жвачку по прибытии, ясно дал понять, что членство Турции в ЕС для Франции под запретом. Несколько официальных лиц заявили Politico, что этот визит стал поворотным моментом для Эрдогана.

С другой стороны, смена вектора и новая внутренняя политика Эрдогана, которая противоречит нормам ЕС по защите прав человека и другим критериям, окончательно лишила страну перспектив членства в блоке. В 2018 году Евросовет прямо заявил, что переговоры с Турцией о вступлении «зашли в тупик».

Улучшение атмосферы или лишняя головная боль?

И вот теперь возникает большой вопрос: изменятся ли отношения между ЕС и Турцией, если предстоящие выборы выиграет Кылычдароглу, который уже заявил, что хочет возобновить процесс вступления в ЕС, что готов отменить ряд мешающих этому мер, принятых Эрдоганом, и обяжет Турцию выполнять решения Европейского суда по правам человека?

Но перспектива прихода нового руководства к власти может не устранить многих глубинных причин трений. Останутся основные проблемы, которые существовали и до Эрдогана, прежде всего Кипр, а также перспектива присоединения к блоку огромного относительно бедного турецкого населения. Кроме того, многие в ЕС настороженно относятся к присоединению страны, где в основном живут мусульмане, хотя мало кто скажет об этом публично.

«Нет никаких шансов, что государства ЕС хоть сколько-нибудь близки к рассмотрению вопроса о членстве Турции», — сообщил изданию высокопоставленный дипломат ЕС в Брюсселе.

Эксперты допускают некоторый прогресс в таких вопросах, как либерализация визового режима или обновление таможенного союза между ЕС и Турцией, который существует с 1995 года, но не более того. И ряд аналитиков полагают, что не все в Европе будут праздновать поражение Эрдогана.

«Для некоторых в ЕС может быть выгоднее иметь по соседству авторитарного лидера и более деловые отношения с Турцией, чем серьезно заниматься вопросом ее вступления в блок. Демократическая Турция поставила бы перед Европой гораздо более фундаментальную проблему», — пояснил специалист по Турции из аналитического центра Chatham House Галип Далай.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+31

 

   

Комментарии (0)