Телескоп «Джеймс Уэбб» обнаружил экзопланету с водяным паром

Международная группа астрономов во главе с Монреальским университетом (Канада) исследовала странную планету WASP-18b — мир, где в верхних слоях атмосферы преобладает угарный газ. Благодаря новым данным с телескопа «Джеймс Уэбб» учёные раскрыли ещё больше интригующей информации об этой планете.

Самым важным открытием стало то, что на WASP-18b есть водяной пар, который нагревается при температуре 2700°C и расщепляется на атомы. Обнаружение этих следов воды означает, что космическая обсерватория чрезвычайно чувствительна, раз смогла найти даже такие следовые молекулы.

Однако это не единственная странность WASP-18b, поскольку этот мир вращается вокруг своей звезды невероятно близко, — настолько, что год на планете проходит всего за 23 часа. Более того, эта экзопланета находится в приливном захвате, то есть всегда обращена одной стороной к звезде. Поэтому с одной стороны на ней постоянно светло и душно, а на другом полушарии царит вечная ночь.

Разные длины волн показывают, что на странной экзопланете есть водяной пар.
Разные длины волн показывают, что на странной экзопланете есть водяной пар.© NASA

Обычно у таких планет тепло с одного полушария переносится ветрами на другое, поэтому разница температур не особенно высока, однако это не относится к WASP-18b. Как показывает карта температур этой планеты, между полушариями наблюдается чудовищный разрыв и температура варьируется от 1 500 до 2 800 °С.

Это означает, что у планеты есть некое естественное препятствие, которое мешает теплу распространяться через терминатор (границу дня и ночи). Пока что астрономы склоняются к магнитной теории, которая заставляет ветра дуть в другую сторону, но это не единственная причуда данного странного мира, аналогов которому нет в нашей Солнечной системе.