Телескоп «Джеймс Уэбб» нашёл в космосе строительные блоки жизни

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» заглянул в холодное облако звёздного газа в поисках элементов, которые войдут в состав новых планет. Химия молекулярных облаков, подобных этому, имеет решающее значение для создания строительных блоков жизни, а облако Хамелеон I (Cha I), изображенное на новом снимке, представляет собой область звездообразования на расстоянии около 500 световых лет от нас.

Астрономы из Лейденской обсерватории (Нидерланды) изучили одну из самых холодных и тёмных областей этого облака, где начинают формироваться звезды, и обнаружили лёд, наполненный водой, углекислым газом и аммиаком, а также более сложные вещества, включая метанол, карбонилсульфид и другие органические молекулы.

Эти результаты позволяют понять, как выглядит начальная стадии образования льда на межзвёздных пылинках, которые затем вырастут в камешки сантиметрового размера, из коих сформируются планеты. Данная смесь льдов может в итоге стать частью поверхности экзопланет или газовых гигантов, образуя атмосферу и даже аминокислоты.

В центральной части облака Хамелеон I свет от фоновых звезд (оранжевый) выявляет элементы в холодном тонком облаке (синий) из пыли и газа.
В центральной части облака Хамелеон I свет от фоновых звезд (оранжевый) выявляет элементы в холодном облаке (синий).© NASA / ESA

Льды в конце концов растают, поскольку молекулярные облака действуют как звёздные питомники, и там рождаются новые звёзды. Это означает, что присутствие предшественников пребиотических молекул в системах является обычным результатом звездообразования, а не уникальной особенностью нашей собственной Солнечной системы

Данное открытие чрезвычайно важно, поскольку найденные элементы имеют решающее значение для развития жизни и определяют, насколько пригодным для колонизации станет конкретный мир. Тот факт, что Хамелеон I содержит сложные элементы, указывает на то, что его планеты родятся уже с содержанием строительных блоков жизни.