Тайна средневековых мечей: как отличить правду от вымысла
- 01 июня 2016 04:24
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
11−12 июня в музее-заповеднике «Коломенское» пройдет исторический фестиваль «Времена и эпохи», посвященный Древней Руси
Стоп! Звона может и не быть. Доспехи в эпоху викингов на Руси были еще крайне мало распространены, а меч ценился на вес золота — в буквальном смысле этого слова. Его стоимость была равна цене увесистой золотой чаши. Так что излюбленное сценаристами фэнтези фехтование на мечах с сопутствующими звуковыми эффектами — всего лишь эффектный вымысел, не имеющий ничего общего с реальностью. Меч был оружием нападения, призванным рубить живую плоть, а для защиты использовали в основном деревянный щит. Меч под удар не подставляли!
Разобраться с тем, какими на самом деле были мечи в Древней Руси и не только, и почему они так высоко ценились, «Ридусу» помогают сотрудники Агентства исторических проектов «Ратоборцы», выступающего организатором фестиваля «Времена и эпохи»: Михаил Сусанов и Евгений Сахно.
Долгий путь от болота до битвы
Современному человеку трудно понять, как кусок железа может всерьез соперничать с золотым самородком. Но для
По некоторым оценкам, за средний срок средневековой жизни (примерно 30 лет) на каждого человека производилось где-то 25−300 граммов металла — один молоточек. Если самого материала в принципе было так немного, легко представить, какой редкостью был меч, где и металла гораздо больше, и качество его намного выше среднего по тем временам.
Обычное сырое железо в раннем средневековье получали в маленьких домницах из болотной руды, и оно содержало крайней мало углерода, соответственно, было очень мягким и легко гнулось при ударах. Чтобы сделать тонкий и длинный, но при этом упругий и крепкий меч, железо нужно было науглеродить. Причем в мече должны были сочетаться достаточно вязкое железо и сталь, чтобы он одновременно мог держать форму и заточку, не раскалываясь вдребезги от ударов.
В раннем средневековье сталь рождалась буквально в муках — очень долго, тяжелым механическим трудом. Железо, полученное из переплавленной и очищенной от шлака болотной руды (что само по себе занимало немало времени и сил), науглероживали путем многократной перековки. То есть полосу металла клали в горн, засыпали углем, хорошенько разогревали, потом доставали и проковывали молотом, вбивая вглубь атомы углерода, проникшие из угля под воздействием высокой температуры. И вся эта процедура повторялась снова и снова.
Затем сталь соединялась с более вязким железом. В самом простом случае две стальные полосы приковывались к железной так, чтобы вышло единое целое — две рубящие кромки и вязкая середина, которая не позволит мечу сломаться. Но применялась и более сложная технология многократной перековки, так называемое дамаскирование: железную и стальную полосы сваривали (путем кузнечной сварки) между собой, потом расковывали, чтобы они стали тоньше, сгибали, снова расковывали, опять сгибали и расковывали… Так получался слоеный пирог из металла с разным количеством углерода, который сочетал и твердость, и вязкость.
Понятно, что эти технологии требовали не только колоссальных физических усилий, но и знаний, исключительно редких для той эпохи. И не случайно кузнец наравне с колдуном считался волшебной фигурой — существом странным, не от мира сего. Мастеров кузнечного дела вообще было мало, а тех, кто способен ковать не просто металл, а оружие (тем более мечи!) — единицы. Недаром во многих ранних средневековых былинах и сказаниях герой, прежде чем начать совершать свои подвиги, должен был добыть меч, отправившись к известному кузнецу, который живет неведомо где, по ту сторону мира. И такое путешествие само по себе считалось подвигом.
Символ силы и власти
В реальной жизни мечами владели весьма немногие. Более или менее массовым клинковым оружием меч стал только к XIII веку. А большинство воинов раннего средневековья его на вооружении не имели, орудуя в основном копьями и топорами.
Но недостаточно было тугой мошны, чтобы обладать подобным сокровищем. Меч надо было уметь удержать. Ведь добыть меч можно было не только в кузнеце за тридевять земель, но и на поле боя. И к воину, сражавшемуся таким оружием, бросались самые отчаянные, сильные и самоуверенные враги.
Все это быстро привело к тому, что меч стал не просто эффективным оружием, но и символом сильного, знатного, богатого человека. А сильный воин в средневековом обществе — это точка кристаллизации. Под его рукой собираются другие воины (более молодые и слабые, менее опытные и уверенные в себе), становясь его дружиной, и простой люд, который ищет защиты и покровительства.
В эпоху, когда современные государства только-только формировались, о какой-либо централизованной системе защиты правопорядка и слухом не слыхивали. При этом существовало четкое разделение на тех, кто профессионально воюет, и тех, кто их кормит. И простому смертному, который сам себя защитить не в состоянии, без сильного покровителя было никак не обойтись.
Постепенно, по мере того, как человечество выбиралось из темных веков, и складывались более сложные иерархические структуры, меч превратился в один из важнейших символов человека, который силен не просто сам по себе, но и своими людьми. Это был уже не просто выдающийся воин, а вождь, ярл, князь.
Историческая символика меча наглядно видна на ранних средневековых картинах, фресках, иконах. Если на них мы видим персонажа с обнаженным мечом в руке, совершенно очевидно — он идет на войну или с войны. Главной задачей вождя оставалась защита интересов своего народа.
Другой распространенный сюжет — человек сидит на престоле, меч поставлен перед ним или лежит в ножнах на коленях. Этот человек вершит суд. Потому что в средневековом обществе судья должен был не только рассудить спор, но и настоять на своем решении в случае необходимости. И проигравший вынужден был смириться, опять же, перед лицом силы, то есть меча.
Если на картине меч передается от одного человека к другому — значит, отец отправляет сына на войну, вручая ему часть своих полномочий, или вовсе отходит от дел, передавая наследнику бразды правления. Здесь меч — символ власти. И это не просто художественный сюжет. Символическая передача меча действительно воспринималась как передача власти, и дружина принимала нового вождя. А простой люд всегда кланялся человеку с мечом, по умолчанию воспринимая его как лицо, занимающее высокое положение в обществе.
Смертельная красота
Самым распространенным в раннем средневековье был каролингский тип мечей, названный так по имени знаменитой династии Каролингов. От позднего романского типа они отличаются достаточно широким (до 6 см) массивным клинком. За редкими исключениям длина такого меча не превышала одного метра. В толщину около гарды (перекрестья между череном и лезвием) он достигал 6 мм.
Еще одной характерной чертой мечей этого типа является достаточно широкая (от одной трети до половины клинка) дола — углубление посередине клинка, которое часто ошибочно называют кровостоком. Он предназначен для облегчения веса, а также создает дополнительные ребра жесткости, которые позволяют уменьшить габариты клинка без потери его прочности. Кстати, один из самых распространенных мифов — огромный вес мечей. На самом деле они весили в среднем от 900 граммов до 1,3 килограмма. Максимальный зафиксированный вес — 1,6 килограмма, но это едва ли не единичный случай.
Клинки при этом всегда прямые, что является стандартным признаком мечей, и двулезвийные (или обоюдоострые), то есть имеют заточку с двух сторон. Вообще для меча считается обязательной двусторонняя заточка, но иногда в типологии встречается и такое понятие, как однолезвийный меч.
Говорить
об острие вообще как таковом у каролингского меча не приходится,
поскольку оно не так акцентировано, как у более поздних мечей. Намек на
остроту есть, но это не жало для пробития кольчуг, которое появится
позже, и уж точно не тот ярко выраженный колющий конец, который
появляется у мечей
Для мечей каролингского типа очень характерны богато украшенные рукояти, причем техник украшения было достаточно много. Использовались узорное литье, золочение, инкрустация цветными металлами, плакировка (накатка серебряной фольги с последующим нанесением узоров) и другие художественные приемы. Один из самых известных мечей, который ныне хранится в Соборе Святого Вита в Праге, имел рукоятку из резной слоновой кости. Богато украшенные мечи свидетельствовали о высоком социальном статусе их владельца.
Обычно рукоять меча была деревянной, реже — литой металлической. Именно такой мог похвастаться самый известный из славянских мечей — Людота коваль (название произошло от клейма мастера, указанного на клинке). Эта находка свидетельствует о том, что в раннем средневековье производить мечи умели не только в Европе, но и на территории Древней Руси. Однако о том, каких мечей было больше — местных или импортных, — история умалчивает.
Сквозь тысячелетие
Производство мечей в эпоху раннего средневековья было штучным, и каждый мастер работал по собственному усмотрению, не слишком оглядываясь на какие-либо стандарты. Единственным исключением можно считать рейнские мечи с клеймом ULFBERHT, славившиеся высоким качеством и широко распространившееся по всей Европе и за ее пределы, немало их было и на Руси. Среди археологических находок каждый четвертый или даже третий меч того времени помечен этим именем. Предполагается, что где-то в районе среднего Рейна существовала целая артель развитых ремесленных мастерских, производящих такие клинки, а имя марке дал некий искусный франкский кузнец — родоначальник этого поистине уникального средневекового «предприятия».
Разумеется, мечи импортировались на Русь не только в виде товара, но и в качестве боевых трофеев, и как оружие воинов, которые приходили на службу. Формирующееся русское государство как губка втягивало в себя профессионалов военного дела со всех соседних территорий. Они охотно предлагали свою службу русским князьям, имевшим возможность платить. И в русской дружине постоянно соседствовали как местные воины — славянские, финно-угорские, так и варяги (то есть пришельцы из прибалтийского, скандинавского региона), и степняки.
Несмотря на индивидуальный подход, в целом формы клинков были достаточно однообразны, а основные различия заключались в оформлении рукояти и имели в основном эстетический характер.
Поскольку меч был символом силы и высокого статуса владельца, его всегда носили с собой — на поясе или на перевязи у бедра. Меч за спиной — это еще одна выдумка кинематографистов, не имеющая ничего общего с реальностью. В те неспокойные времена оружие вообще было непременным атрибутом любого свободного человека, без него выходить из дома было просто опасно.
Столь же символичным было разоружение воинов в гостях у правителей: меч оставляли при входе, демонстрируя доверие хозяину. В свою очередь и нападение на гостя считалось нонсенсом за гранью добра и зла. Это было вопиющим нарушением общественных устоев, и всегда фиксировалось в летописях и сагах именно потому, что такие случаи были исключительными.
Взявшая начало в раннем средневековье сакральная символика меча укоренилась настолько прочно, что пережила целое тысячелетие. Недаром советского воина-освободителя в немецком Трептов-парке и Родину-Мать на Мамаевом кургане скульпторы вооружили именно мечом.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: