+0
Сохранить Сохранено 7
×

Своим самолётам свои ракеты: Турция уходит в отрыв от американского ВПК


Своим самолётам свои ракеты: Турция уходит в отрыв от американского ВПК

Самолёты Турции.

© Коллаж / Ridus.ru

Продолжаем рассказывать, как ВПК Турции обеспечивает своей армии всё большую независимость от основных вооружений НАТО, членом которого Анкара является. Данное обстоятельство превращает страну в автономного и достаточно мощного геополитического игрока на огромной части евразийского пространства.

На сей раз речь пойдёт о собственных ракетах класса «воздух — воздух», обеспечивающих Анкаре полную независимость в области боевых возможностей в воздухе с принятием на вооружение собственного истребителя 5-го поколения KAAN.

Весьма вероятно, что новые ракеты довольно быстро окажутся на вооружении наиболее близких союзников Турции вроде Азербайджана.

Успешные испытания

Девятнадцатого октября 2025 года Турция провела боевые стрельбы с истребителя F-16 ВВС Турции, в ходе которых испытаны две турецкие ракеты класса «воздух — воздух». По замыслу турецких военных, планируется их установка на всех самолётах ВВС страны, включая истребители следующего поколения.

Стремление Турции к автономизации собственных ВВС стало следствием весьма осторожной политики Соединённых Штатов, остающихся главными поставщиками боевых самолётов для данной страны. Отмечая усиление Анкары в регионе и её масштабные геополитические амбиции, Вашингтон всячески тормозит обновление турецкого парка боевых самолётов. Данное обстоятельство сильно раздражает Анкару, подталкивая её к собственным разработкам.

Появление отечественных ракет «воздух — воздух» стало кульминацией многолетних внутренних разработок, направленных на устранение зависимости от иностранных запасов средств воздушного нападения (AAM) и повышение боеспособности турецких F-16 с помощью национального оружия.

F-16.
F-16. © wikipedia.org

Это важно, поскольку суверенное сочетание средств наблюдения «в пределах видимости» (WVR) и «за пределами визуальной видимости» (BVR) является основой любой независимой экосистемы воздушного боя и необходимым условием для будущих программ истребителей.

Как сообщил министр промышленности и технологий Турецкой Республики Мехмет Фатих Каджыр, испытания подтвердили эффективность в сложных условиях и ознаменовали готовность к вводу в эксплуатацию.

Истребитель F-16 401-й испытательной эскадрильи командования ВВС Турции нёс и запускал ракеты Bozdoğan (WVR) и Gökdoğan (BVR) в ходе октябрьской кампании, продемонстрировав последовательное применение ближнего и дальнего действия с одной платформы.

Обе ракеты являются разработкой компании TÜBİTAK SAGE и изначально продумывались с учётом натовских требований MIL-STD-1553/1760 к шине данных и интерфейсу хранения данных, а также для использования пусковой установки LAU-129. Такие решения упрощают транспортировку, интеграцию бортового компьютера и процедуры наземного обслуживания на F-16. На видеозаписи министерства запечатлены прямые попадания в воздушные цели, что подтверждает устойчивость головки самонаведения и надёжность наведения в условиях испытательных нагрузок.

Самой главной особенностью обеих новинок является то, что планирование программы теперь выходит за рамки устаревших платформ, привязанных к американскому F-16. Bozdoğan и Gökdoğan будут интегрированы в турецкий истребитель пятого поколения KAAN. Такой подход с первого дня предоставляет KAAN полностью национальный комплекс, объединяющий вооружение, обновление программного обеспечения и тактику под единым суверенным управлением конфигурации.

Bozdoğan и Gökdoğan

Bozdoğan — ракета ближнего радиуса действия, представляющая собой систему инфракрасного наведения с всеракурсным поражением и управляемым вектором тяги для управления на больших углах атаки и во время завершающих манёвров. Заявленная дальность более 25 километров позволяет отнести её к современному классу ракет с широким обзором и предоставляет пилотам F-16 эффективное решение для воздушного боя, разработанное турецкой промышленностью. Точное слежение за целью и настройка закона управления головки самонаведения играют ключевую роль в преодолении контрмер и сохранении энергии на конечном участке траектории, что является решающим фактором в ближнем бою.

Gökdoğan — аналог с более дальним радиусом действия, оснащённый активной радиолокационной головкой самонаведения, системой «выстрелил и забыл» и захватом цели после пуска, что позволяет стрелку оторваться от цели и управлять боем. Заявленная дальность более 65 километров обеспечивает турецким F-16 надёжную досягаемость первого залпа по маневрирующим целям. Ракета может быстро атаковать несколько целей подряд и, учитывая соответствие интерфейсу, позиционируется для сетевого управления от бортового радара или внешних датчиков, что соответствует современной доктрине BVR. В такой комплектации Gökdoğan обеспечивает досягаемость и возможность первого выстрела.

Разработка с учётом интерфейсов, соответствующих стандартам НАТО, с самого начала является примечательным решением программы. Это снижает сложности интеграции, сохраняет эксплуатационную готовность самолётов и позволяет проводить одновременные эксплуатационные испытания на фронтовых самолётах, а не на специализированных испытательных стендах. Это обеспечивает перспективность системы вооружения для интеграции на другие платформы, уже использующие LAU-129 или совместимые направляющие, включая национальную программу KAAN, где быстрое развитие системы вооружения будет иметь решающее значение.

На фоне конкурентов турецкая пара представляет собой согласованную современную боевую систему. Управление вектором тяги и ИК-ГСН Bozdoğan отражают текущую тенденцию к предельной манёвренности на поздних этапах атаки и устойчивости к средствам противодействия. Активная радиолокационная ГСН Gökdoğan и тактика LOAL являются отличительными чертами последних семейств BVRAAM, обеспечивая возможность «стреляй и отрывайся», что повышает выживаемость истребителей.

Стратегия и политика

Хотя некоторые зарубежные аналоги могут превосходить отдельные показатели, эксплуатационным преимуществом турецких ракет остается суверенный контроль. Программное обеспечение, обновления в середине срока службы, логика взрывателей и режимы ГСН могут развиваться по турецким графикам без внешних ограничений, что одинаково актуально как для F-16 сегодня, так и для KAAN завтра.

При этом в стратегическом плане испытания с использованием F-16 и планируемая интеграция KAAN меняют расклад сил по нескольким направлениям.

KAAN.
KAAN. © wikipedia.org

В военном отношении они предоставляют турецким ВВС резерв средств класса «воздух — воздух» для обучения и операций быстрого развёртывания, защищая их от связанных с экспортными лицензиями потрясений и задержек с пополнением запасов.

Одновременно в геополитическом плане они дают партнёрам и конкурентам сигнал, что Турция может полностью вооружить устаревшие самолёты и истребители нового поколения отечественными боеприпасами, укрепляя сдерживание и отраслевой авторитет.

В геостратегическом ключе такая демонстрация усиливает ценностное предложение Анкары как поставщика для дружественных ВВС, эксплуатирующих истребители западной архитектуры, но стремящихся к диверсификации источников поставок ракет. Это связано с ожиданиями относительно парка самолётов JF-17 Азербайджана. Если Баку примет на вооружение турецкие ракеты класса «воздух — воздух», азербайджанские пилоты получат единое семейство ракет для WVR и BVR, что позволит скоординировать обучение, техническое обеспечение и обновление программного обеспечения с близким партнёром в сфере обороны и изменит региональную боеготовность самолётов от Чёрного моря до Каспия.

Для турецкого сообщества F-16, стандартизированная интеграция LAU-129 и соответствие стандартам MIL-STD означают, что ракеты могут быть интегрированы в существующие ритмы заряжания оружия с минимальными перебоями. Отвечающие за выполнение задач команды могут итерировать режимы головок самонаведения и диапазоны пуска с помощью программного обеспечения, в то время как оперативные подразделения получают свободу адаптировать тактику, логику залпа и геометрию кронштейнов с учётом особенностей ускорения и синхронизма головок самонаведения национальных снарядов.

С поступлением на вооружение KAAN тот же замкнутый контур обратной связи между ВВС и промышленностью может сократить циклы модернизации, гарантируя, что пара WVR/BVR будет развиваться в соответствии с системами самолёта и программным обеспечением управления боем.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)