+0
Сохранить Сохранено 7
×

Сверхзвуковые лайнеры заменят обычные самолеты еще при нашей жизни


Сверхзвуковые лайнеры заменят обычные самолеты еще при нашей жизни

XB-1.

© boomsupersonic.com

В марте свой первый полет совершил сверхзвуковой самолет-демонстратор, обозначивший второе пришествие гражданских авиалайнеров, способных перемещать себя и пассажиров со скоростью, превышающей скорость звука.

Задачей летательного аппарата XB-1 Overture, разработанного американской компанией Boom Supersonic в штате Колорадо, является испытание и демонстрация технологий XXI века, способных сделать то, что не удалось советским и европейским авиаконструкторам в далекие 60-е годы прошлого века.

Как это было?

Ту-144.
Ту-144. © aviarf.ru

Мировая гражданская авиация уже пыталась перейти на сверхзвук еще в середине XX века, так как имевшиеся на тот момент военные технологии позволяли это сделать. Созданные примерно в одно и то же время, советский Ту-144 и англо-французский «Конкорд» оказались технически вполне пригодными для полетов с пассажирами, причем на довольно большие расстояния.

Нельзя сказать, что разработка, испытания и дальнейшая эксплуатация этих машин были достаточно гладкими (случались и катастрофы, и коммерческие неудачи), но это не помешало им занять свое место в мировой гражданской авиации.

И все же в процессе эксплуатации сверхзвуковых авиалайнеров нашелся целый ряд специфических особенностей, приведший к тому, что с последним полетом «Конкорда» это направление оказалось практически закрытым.

Чем же так сверхзвук не пришелся ко двору в гражданской авиации, что после нескольких десятилетий эксплуатации «Конкордов» о них попытались забыть, как о страшном сне?

Несмотря на техническую сложность машин и ряд серьезных катастроф, сверхзвуковые лайнеры погубила экономика. Высокая техническая сложность летательных аппаратов, огромный расход топлива, дороговизна технического обслуживания и низкая экологичность — все это простительно для боевой авиации. При гражданском использовании эти недостатки должны компенсироваться не менее значимыми преимуществами.

Здесь свою роль сыграли особенности социалистической и капиталистической систем образца второй половины прошлого века.

Двигатели Ту-144.
Двигатели Ту-144. © Ольга Соколова

Практически сразу с дистанции сошел социализм. Нельзя сказать, что Ту-144 был плохим самолетом или чем-то уступал «Конкорду» (по некоторым параметрам он его превосходил), скоротечность его коммерческой карьеры объяснялась не этим. Довольно быстро стало ясно, что при существующих условиях в СССР на нем просто некого возить.

Казалось, почему же так, учитывая бескрайние маршруты советской страны во всех направлениях? На деле выяснилось, что скорость доставки пассажира на дальнее расстояние в СССР практически не играла значимой роли, за которую стоило бы платить в разы дороже, чем за перелет обычным самолетом. В Советском Союзе практически не было такого понятия, как бизнес-необходимость, и переплачивать за снижение времени перелета не хотелось ни пассажирам, ни государству (дотирующему перевозки).

Поскольку содержание сверхзвуковых лайнеров обходилось «Аэрофлоту» в полновесную советскую копеечку, Ту-144 довольно быстро были выведены из коммерческой эксплуатации. И произошло это вовсе не по причине ряда аварий и трагических происшествий, как это принято было считать долгие годы.

Конкорд в воздухе.
«Конкорд» в воздухе. © wikimedia.org

«Конкорду», совершившему последний полет в октябре 2003 года, повезло больше, так как спрос на скоростные перелеты в «мире капитала» был. Как и в годы морской трансатлантической гонки в конце XIX — начале XX веков, когда богатые люди были готовы щедро платить за быструю и комфортную доставку из Европы в Америку и обратно, «Конкорды» надолго прижились на трансатлантических линиях. Парк таких самолетов был весьма невелик, но и их вполне хватало для поставленных целей.

Когда же после трагической гибели одного из последних «Конкордов» было принято решение отказаться от уже устаревших на тот момент авиалайнеров, о гражданском сверхзвуке позабыли на достаточно продолжительное время.

Новое время

XB-1. © boomsupersonic.com

Почему же авиационный мир намерен вернуться к гражданскому сверхзвуку сейчас?

Прежде всего, потому, что если полвека назад сверхзвуковые лайнеры явно опередили свое время, то сегодня оно, похоже, наконец-то пришло.

Развитие технологий позволяет нивелировать основные недостатки машин середины прошлого века, включая дороговизну их эксплуатации. Это вовсе не означает, что перелет на самом быстром лайнере станет доступен для бедных, но при этом он уже не должен казаться недоступным для всех. Напомним, в переводе на нынешние деньги в годы эксплуатации «Конкордов» трансатлантический перелет Лондон — Нью-Йорк и обратно стоил более 10 500 долларов.

Сегодня представители Boom Supersonic уверены, что им удастся снизить стоимость перелета. Современные технологии уже позволяют сделать самолет гораздо более эффективным по сравнению с «Конкордом» и Ту-144. Более того, они способны нивелировать такие недостатки, как чрезмерная шумность и неэкологичность.

О том, что время сверхзвуковых полетов возвращается, свидетельствует и большое количество соответствующих проектов — от «сверхтихого» X-59 от НАСА и Lockheed Martin, ограничивающего звуковой удар, до гиперзвукового Quarterhorse Mk 1 от Hermeus.

Появление цифровой инженерии и проектирования позволяет достичь прогресса по сравнению с «Конкордом» в таких областях, как эффективность двигателей, аэродинамика и свойства материалов.

В этих условиях повышение скорости полета до сверхзвуковой ведет к повышению экономической эффективности летательного аппарата. Так, более быстрый самолет гораздо эффективней с точки зрения человеческого фактора и капиталовложений. Авиакомпания может совершать больше полетов с одним и тем же самолетом и экипажем. Повышение скорости «оборота» самолетов позволяет владельцу экономить на размерах имеющегося у него парка. А быстрые самолеты и оборачиваются быстро.

Экологичность

© heverge.com
© heverge.com

Движение на сверхзвуковой скорости сопровождается повышенным расходом топлива и, как следствие, увеличенными выбросами СО2 в атмосферу. В то же самое время повышенный объем выбросов компенсируется снижением времени движения (и, как следствие, выбросов). Точку в этом вопросе ставит намерение создателей Overture перевести свою машину на полностью экологически чистое авиатопливо SAF. Пока его достаточно немного и оно довольно дорого, но по мере нарастания производства его стоимость будет снижаться. Эксперты сходятся во мнении, что к моменту выхода новых сверхзвуковых авиалайнеров на линии оно станет вполне доступным для использования.

Планы

© Соцсети

Хотя испытания первой версии сверхзвукового пассажирского самолета Boom Overture только начались и работа над машиной будет продолжаться, его создатели уже смотрят далеко вперед.

В своем интервью CNN в уже далеком 2021 году генеральный директор Boom Supersonic Блейк Шолль рассказал, что его мечта — сделать так, чтобы люди однажды смогли летать в любую точку мира за четыре часа за 100 долларов. Своей цели топ-менеджер не изменяет и сегодня.

Его долгосрочное видение касается более поздних версий Overture — Overture Two и Overture Three. Они позволят осуществлять сверхзвуковые полеты по большему количеству маршрутов, доставляя больше пассажиров при меньших затратах.

По словам Шолля, цель Boom Supersonic — за счет скорости сократить количество рейсов вполовину или даже больше. Это позволит сделать полеты быстрее, доступней, удобней и экологичней.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)