+1
Сохранить Сохранено 7
×

Стало известно, как налеты дронов на российские НПЗ отразятся на ценах на бензин


Стало известно, как налеты дронов на российские НПЗ отразятся на ценах на бензин

© Лев Бубнов / Коллаж / ridus.ru

Противостояние России и Украины в последние дни зримо перешло из чисто военной в экономическую фазу. В условиях позиционного пата Киев анонсировал, что будет стремиться принудить Москву к миру через удары по «хребту» российской экономики — предприятиям ее нефтяной отрасли.

Удар по переработке

© Кадр из видео

Украинские беспилотники нанесли удары по ряду российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), часть из которых была вынуждена приостановить работу, тогда как другая после кратковременной паузы работает в обычном режиме, сообщает Bloomberg.

В Киеве это подается как значительный успех новой стратегии (вероятно, те самые «сюрпризы», которые обещал Владимир Зеленский), с чем соглашаются западные наблюдатели, утверждающие, что эта стратегия может привести к желаемому для Украины результату.

Слону дробина

© Кадр из видео

Действительно, после ударов по НПЗ Россия ввела запрет на экспорт нефтепродуктов с 1 марта по 1 августа.

Однако эксперты нефтяного рынка сдержанны в оценках успешности украинских налетов. Они подчеркивают, что эти атаки наносят России больше психологический и символический урон, чем экономический, не говоря уже про военный.

Если даже согласиться с цифрами, которые приводит Bloomberg, то причиненный украинскими атаками ущерб все равно никак не повлияет на производство нефтепродуктов в России, сказал «Ридусу» замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Допустим, что из строя в самом деле выведено порядка 11% мощностей НПЗ, как это утверждает Bloomberg. Но дело в том, что объемы производства моторного топлива (автомобильного и авиационного бензина и дизельного топлива) в РФ в настоящее время превышают его потребление двукратно, и эти избытки идут на экспорт. То есть 11% выведенных из строя мощностей повлияют на рынок топлива меньше, чем когда какой-нибудь крупный НПЗ становится на плановый ремонт. Потому что в общее число атакованных мощностей включены не только установки по производству моторного топлива, но и установки по производству мазута, так называемого прямого бензина и прочих нефтепродуктов, которые массовому потребителю малоинтересны, так как он их в повседневной жизни нигде не использует», — говорит он.

Ценам по барабану

НПЗ
НПЗ.© unsplash.com

Кроме того, российские НПЗ в среднем по стране работают с недогрузкой в 10–15%, потому что технологически это считается оптимальным режимом работы. То есть и с этой стороны выведение из строя мощностей на 600 тысяч баррелей в сутки никак не влияет на конечные объемы производства 92-го и 95-го бензина и дизеля, которые составляют около шести миллионов баррелей в день.

Заводы в любой момент могут нарастить эту убыль, но в этом нет экономической необходимости, утверждает Фролов.

«Опасаться, что на том хайпе, который поднимается вокруг целенаправленных ударов украинских беспилотников по российским нефтезаводам, вырастут цены на АЗС, — значит не понимать сам механизм формирования розничных цен на бензин. Если бы этот механизм был полностью рыночным, то розничные цены в условиях перепроизводства снижались бы. Но в том-то и суть, что эти цены в РФ в значительной части регулируются государством — через налоги, акцизы и прочие нерыночные механизмы. Из-за этого цены на топливо не снижаются, но у нефтяников нет и возможности произвольно поднять ценники на заправках, даже если возникнет ажиотажный спрос», — объясняет эксперт.

О том, что пока атаки с применением БПЛА на российские НПЗ создают в основном информационный шум, говорит и то, что мировые цены на нефтепродукты никак не реагируют на эти сообщения. Эти цены гораздо чувствительнее к ситуации в Аденском заливе, чем к российско-украинскому противостоянию.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)