+32
Сохранить Сохранено 7
×

США потеряли авианосец, но разгромили вторгшуюся на Тайвань армию Китая


США потеряли авианосец, но разгромили вторгшуюся на Тайвань армию Китая

© vk.com

Ситуация вокруг Тайваня не стала менее напряжений после окончания военных учений КНР и Тайбэя. Анонсированный визит делегации конгресса США показывает, что американцы не намерены отступать от своих планов в отношении Тайваня. Одновременно с объявлением визита конгрессменов, американские власти обнародовали результат проведенной штабной игры. В ней отрабатывались сценарии американо-китайского конфликта после попытки коммунистов захватить Тайвань. Результаты вызывают смешанные чувства — у Китая по-прежнему нет шансов против США, но за победу над НОАК флоту США придется заплатить немалую цену.

Один из выводов из проведенных учений — в ближайшем будущем у Соединенных Штатов есть преимущество, но не всё оружие, подразделения и корабли, необходимое для борьбы с Китаем. И нет никакой «волшебной пули», которая поможет отразить вторжение в течение нескольких часов или даже дней.

Примечательно, что спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси завершила свою спорную поездку на Тайвань всего за несколько дней до начала этих военных игр, когда весь мир с тревогой наблюдал за демонстрацией мускулов Пекина и Тайбэя на фоне авианосной группы «Рональд Рейган», и следил за громкой риторикой обеих сторон.

Можно лишь догадываться как развернулись бы события, дрогни рука у кого-то из пилотов или моряков в те дни, но, как пишет Military Times, в пессимистичном, но реалистичном сценарии военной игры первоначально китайцам сопутствовал успех — комбинированная кампания по саботажу и информационные операции помогли НОАК провести высадку на Тайвань. Соединенные Штаты, застигнутые врасплох из-за еще одного глобального кризиса, должны были быстро отреагировать.

22 сценария

Тайваньский кризис
Тайваньский кризис © Лев Бубнов/ коллаж/ ridus.ru

Во время военной игры, которая длилась неделю, отставные и действующие военные, эксперты аналитических центров и правительственные чиновники рассматривали 22 итерации потенциального китайского вторжения на Тайвань. Американские военные участвовали во всех вариантах сценария, кроме одного, в котором Тайвань отражал коммунистическое вторжение в одиночку.

«Большое разнообразие и огромное количество игр дает аналитикам надежный набор данных. Это один из способов выйти за рамки заголовков и официальных цитат, чтобы мельче взглянуть на то, что может потребоваться, чтобы противостоять амбициям Китая в отношении Тайваня в обозримом будущем» — прокомментировали Military Times несколько участников игры.

Среди судей, которые оценивали действия команд «синих» и «красных», были два докторанта Массачусетского технологического института, бывший капитан морской пехоты Эрик Хегинботам — автор пяти книг и многочисленных статей о военной мощи Китая и главный научный сотрудник Центра международных исследований Массачусетского технологического института. Ответственным за проектом был полковник морской пехоты в отставке, старший советник Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies — CSIS) Марк Кансиан.

За США играли Крис Догерти, старший научный сотрудник Центра оборонной программы новой американской безопасности, и Дэниел Райс, аналитик Института аэрокосмических исследований Митчелла. За плечами у Криса Догерти служба в 75-полку рейнджеров, а затем — в Пентагоне, где он занимал должность старшего советника заместителя помощника министра обороны по стратегии и развитию сил.

За Китай играла доктор Нора Бенсаэль, приглашенный профессор Школы перспективных международных исследований университета Джона Хопкинса и научный сотрудник Института анализа обороны, полковник морской пехоты в отставке Томас Гринвуд.

Силы и потери

В ходе игры важная роль отводилась Marine Littoral Regiment (Прибрежный полк) — вновь формируемому подразделению корпуса Морской пехоты США. Создание MLE представляет собой преобразование 3-го, 4-го и 12-го полков в многодоменные силы, поддерживающие Экспедиционные силы Корпуса.

Marine Littoral Regiment (Прибрежный полк) © planetminecraft.com

По словам Марка Кансиана, Marine Littoral Regiment является тяжеловооруженой частью, которая в настоящее время экспериментирует с новыми системами вооружения, формированиями и стратегиями применения живой силы.

Однако подробности относительно этого нового подразделения пока являются секретными.

Тем не менее, игры этого лета вскрыли некоторые проблемы, с которыми столкнется прибрежный полк Морской пехоты в будущем конфликте.

Комендант Корпуса Морской пехоты генерал Дэвид Бергер 9 мая опубликовал новую доктрину Корпуса — Force Design 2030 (FD). Исследователи описывают документ как попытку коренным образом преобразовать способность Корпуса морской пехоты действовать в будущей операционной среде и противостоять угрозам, создаваемым конкурентами.  FD трансформировала возможности Корпуса морской пехоты, отказавшись от систем и оборудования на сумму 16 миллиардов долларов для реинвестирования в новые или дополнительные системы и оборудование, которые могут обеспечить решающее преимущество. Корпус уже полностью избавился от танков и мостоукладчиков, и избавится от буксируемой артиллерии. Вместо этого будет увеличено число системы ракетной артиллерии и новых видов оружия, включая систему перехвата экспедиционных кораблей морской пехоты ВМС (NMESIS) и семейство беспилотных летательных аппаратов (UAS).

В первом туре игры команда США потеряла целый авианосец. В другом туре Соединенные Штаты потеряли 700 самолетов за три недели боев. Однако, в каждом варианте сценария и каждой игре Соединенные Штаты имели преимущество над Китаем, сказал Military Times Марк Кансиан.

Американский авианосец
Американский авианосец © pixels.com

В ходе игры в некоторых вариантах Япония участвовала с самого начала конфликта на стороне США. В некоторых сценариях Филиппины разрешали базирование сил США, в других — нет. В некоторых случаях модераторы игр разрешали США наносить удары по материковому Китаю.

Однако, даже при дислокации на Филиппинах, ключевое оружие морских пехотинцев, Naval Strike Missile (NSM.) — морская ударная ракета, с дальностью стрельбы в 185 км не позволяет наносить удары в район Тайваня, где морские пехотинцы могут застрять, если возникнет ситуация сильного потенциального сопротивления («отказа в доступе») в район Тайваня.

Пуск NSM с прибрежного боевого корабля USS Gabrielle Giffords (LCS 10) запускает военно-морскую ударную ракету в рамках эксплуатационных испытаний и оценки судна
Пуск NSM с прибрежного боевого корабля USS Gabrielle Giffords (LCS 10) в рамках эксплуатационных испытаний и оценки судна© US Navy

«Если я не нахожусь на Тайване, то это оружие в основном для меня бесполезно», — прокомментировал сценарий Догерти.

Эксперт уверен, что MLR может быть эффективным соединением, но считает, что для такого сценария подразделение нуждается в вооружениях большей дальности чем NSM.

В каждом сценарии, как только разверзался конфликт, вокруг Тайваня появляется «лес китайских кораблей». «Мы получили сильнейший удар в лицо на первом раунде, когда погиб наш авианосец», — сказал Догерти. Авианосец, начавший игру слишком близко к зоне досягаемости китайских противокорабельных сил и авиации, был потерян досрочно. Другие авианосцы отбуксировали его из зоны досягаемости китайских вооружений, но не смогли оказать поддержку.

«Так всегда бывает. Один из важных уроков этих (военных игр) заключается в том, что средство сдерживания [каким является авианосец] также является целью», — сказал Марк Кансиан.

Первоначально «китайцам» сопутствовал успех — в нескольких раундах игры «китайские военные» дважды потопили целую амфибийную группу (Amphibious Ready). Дважды, когда полк MLR высаживался на Тайвань, у него заканчивались припасы и амуниция, а огонь китайской артилерии прерывал как воздушное, так и морское снабжение «американцев». Но «китайцы» потеряли слишком много людей и техники и получили слишком много ударов по своим портам и цепочке поставок.

К концу игры китайская команда сумела за условные три недели боев перебросить более 30 батальонов на Тайвань, что стало настоящим подвигом. Но США смогли полностью перекрыть китайское пополнение запасов, оставив тысячи китайских солдат в поисках еды, с нехваткой боеприпасов и пытающихся перехитрить силы США в игре в кошки-мышки.

Армия Китая
Армия Китая © Соц.сети

В конце концов, Япония вступила в бой, потеряв надводную группу и другое вооружение. Соединенные Штаты потеряли три надводные группы, обычно состоящие из не менее чем трех-четырех кораблей. Но китайские военные понесли гораздо больший урон— 51 десантный корабль, 58 крупных боевых кораблей, семь надводных боевых групп и большое число воздушных и огневых средств.

Как заметил Military Times один из участников игры, ВМС Китая перестали функционировать в каком-либо качестве после нескольких условных недель ударов американских сил. Игра закончилась еще до полного их уничтожения, так что могло быть еще хуже.

Потери считались историческими по любым современным меркам. Но сухопутная битва на Тайване, скорее всего, перерастет в жестокие еще более крупномасштабные бои, которых ни одна страна не видела уже несколько десятилетий.

«Это был бы совсем другой бой, когда вам нужно подойти ближе, а истощение [сил] становится сильнее. В какой-то момент дело дойдет до того, что мы будем бросать друг в друга камни», — описал сухопутную часть конфликта Кансиан.

Это совпадает с мнением, которое в июле 2021 высказал адмирал ВМС в отставке Джеймс Ставридис, комментируя учения в октябре 2020. Тогда он отмечал, что американские войска столкнутся с масштабами боевых действий, невиданными со времен Второй мировой войны. 

"Есть три серьезных вызова, которые Народно-освободительная армия Китая (НОАК) может поставить перед войсками США, стремящимися ответить на нападение на Тайвань: гиперзвуковые крылатые ракеты.., кибератаки на сети командования и управления США (в том числе на космические системы) и наступательные удары по передовым базам США в Тихом океане, включая Гуам", — отмечал тогда адмирал.

После урока, полученного в октябре 2020, Объединенный комитет начальников штабов начал переход к новой концепции, которую они назвали «Расширенный маневр». В результате вооруженные силы США должны быть готовы к 2030 году сражаться в рамках обновленной концепции совместной войны с использованием всех видов современных вооружений.

В этом году практически во всех вариантах игра достигала точки остановки, когда игроки знают вероятный исход, и почти всегда это происходило в течение примерно трехнедельного периода симуляции боя, когда стороны заходили в тупик, когда сухопутные части США и КНР противостоянии друг другу на территории Тайваня. 

Догерти отметил, что в многодневных симуляциях Соединенные Штаты несут много потерь, и конец выглядит ужасным. Но в более долгосрочной перспективе Китай несет больше потерь ещё больше, и как только США направляют свои основные силы на театр военных действий, результат почти неизменен — США побеждают, но дорогой ценой.

Компьютеры и ИИ это хорошо, но Wargaming не умрет никогда

Военные игры когда-то доминировали в дискуссиях по подготовке к грядущим конфликтам, но их число было сокращено до минимума, когда военные США и НАТО переключились на противоповстанческую войну в Афганистане и Ираке. Но около десяти лет назад варгейминг начал возрождаться. Военные вспомнили, что в период между войнами варгейминг помог США и их союзникам подготовиться к крупномасштабным конфликтам, таким как Вторая мировая война и Холодная война.

Игры подобные той, которая проходила этим летом, обычно являются прерогативой высшего военного начальства или специально приглашенных экспертов с секретным допуском. Но «коммерческие» стратегии, будь то современные военные образовательные инструменты или классика, такая как настольная игра о Второй Мировой войне «Axis & Allies» и ее компьютерная версия, и спустя сорок лет может принести пользу развитию стратегического мышления.

По словам полковника морской пехоты в отставке Томаса Гринвуда, эти игры помогают военнослужащим работать с небольшими фрагментами конфликта и получать более широкое представление о том, как интегрировать объединенные силы, доктрины и планы ведения боевых действий.

«Я думаю, что военные игры необходимы, потому что они позволяют вам в условиях мирного времени… экспериментировать и возиться с новыми идеями», — сказал он.

В эпоху машинного анализа данных и машинного обучения, передовых алгоритмов и бесконечных компьютерных симуляций, ценность старомодной «настольной игры» кажется низкой, но у военных и экспертов иное мнение.

«Я думаю, что это помогает вам получить гораздо лучшее представление о сильных и слабых сторонах США и сильных и слабых сторонах противника таким образом, какое вы не получите от чтения описаний боевых приказов или новостной статьи», — сказал Бенсахель Military Times.

Возможность выслушать различных экспертов по аспектам воздушных, наземных и морских активов и проблемам также дает игрокам более глубокое понимание.

«Это помогает сформировать ваш образ мышления и то, как вы подходите к проблемам в более широком смысле», — поясняет госпожа Бенсахель.

Нам важно ваше мнение!

+32

 

   

Комментарии (2)

  • Вячеслав
    Вячеслав 15 августа

    Интересно ,а был ли вариант игры где на стороне КНР выступают Россия, ну КНДР ?

    Ответить
    0 +
  • Сергей
    Сергей 15 августа

    у России нет сколь нибудь значимых ВМФ для участия в конфликте такого сценария. И с сухопутными войсками, судя по всему, у нас не сильно хорошо. А главное - у России нет никаких оснований для участия в любом конфликте на стороне КНР, которая рассматривает российский Дальний Восток как отторгнутые в результате неравноправных договоров китайские земли. Китай с гораздо большей вероятностью будет воевать с Россией чем США с Россией

    Ответить
    1 +