Спад внутреннего спроса стал главной проблемой российского бизнеса
- 07 ноября 2022 15:52
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Спад внутреннего спроса стал главной проблемой российского бизнеса. В опросе, который провел в октябре аппарат института уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей, именно этот фактор как самый негативный назвали 64% респондентов. Далее по степени остроты следуют дефицит кадров (34,2%), нехватка оборотных средств и кассовые разрывы (28,9%), разрыв цепочек поставок (26,5%) и сложности доставки по импорту (19,1%).
Частичная мобилизация затронула лишь 34% опрошенных: у них призвали какую-то часть коллектива. При этом более половины таких компаний (58,6%) смогли быстро найти замену мобилизованным сотрудникам или просто распределить их обязанности среди оставшихся. Не сумели пока залатать возникшую кадровую брешь только 19%. Большинства бизнесменов (66%) эта проблема и вовсе не коснулась.
Сложности импортозамещения отметили 26,7% респондентов. У них не получилось найти аналоги критически важным иностранным продуктам или сервисам, которые более не поставляются в Россию из-за санкций. Однако большая часть все же смогла найти новых поставщиков таких же (23,6%) либо аналогичных продуктов, причем как в России (22,3%), так и за рубежом (13,5%).
В целом большая часть предпринимательского сообщества выдержала санкционный удар, хотя 10,5% все-таки не смогли справиться с последствиями внешних ограничений. В то же время 16,3% не заметили их вовсе, а 55,4% полностью адаптировались или продолжают адаптацию.
Вместе с тем состояние бизнеса, по оценкам его представителей, все же ухудшилось, но пока не критично. Стабильный рост выручки смогли сохранить всего 9% предпринимателей. Еще 30,4% заявили, что выручка упала, но подконтрольно, 27% отмечают «серьезный спад», 7% — «кризис». Но только 6% респондентов сообщили, что бизнес уже пришлось или вскоре придется закрыть.
Респонденты одобрили такие меры господдержки, как мораторий на проверки (52,2%), снижение ставок УСН и имущественного налога в регионах (37,4%), льготные кредиты для МСП или системообразующих компаний (23,9%), приостановка ввода новых требований по маркировке товаров (22,7%). Но также они хотели бы списания части налогов (52%), снижения страховых взносов до 15% со всего объема зарплаты (46,4%), более дешевых и доступных оборотных кредитов (38%) и заморозки тарифов естественных монополий (24,8%).
В опросе участвовали 5760 предпринимателей из всех регионов страны. 74% респондентов относятся к микробизнесу, 21% — к малому, 3,4% — к среднему и 1,6% — к крупному.
23% опрошенных занимаются торговлей непродовольственными товарами, еще 11% — продовольственными. 8% представляют общепит, по 7,5% приходится на обрабатывающие производства, строительство и производство стройматериалов. 7,3% — сектор бытовых услуг, 5,2% — сельское и лесное хозяйство, 3,9% — образование, 3,5% — гостиничный и туристический бизнес. Каждая из остальных отраслей не превышает доли в 3% от общего числа респондентов.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: