+0
Сохранить Сохранено 7
×

Создан робот-истребитель с вертикальным взлётом, неуязвимый для РЭБ


Создан робот-истребитель с вертикальным взлётом, неуязвимый для РЭБ

X-Bat.

© Shield AI

Совместные роботы-истребители, участвующие в воздушных операциях под наблюдением и управлением пилотируемых самолётов, успели стать мейнстримом в разработке будущей боевой авиации XXI века.

То, что ещё буквально несколько лет назад казалось фантастикой, сегодня активно разрабатывается на уровне стартапов и ведущих авиастроительных корпораций с богатой историей. При этом многие наперебой стремятся придать своим детищам все возможные достоинства современных боевых самолётов — от скорости и малозаметности до возможности вертикального взлёта.

Если развитие боевой авиации и дальше продолжит идти именно этим путём, то достаточно скоро производители и армии будут конкурировать не в области пилотируемых самолётов, а в сфере их роботов-ведомых, на долю которых будут приходиться самые свежие технические решения. Сейчас всё происходит именно так.

Такой же, как F-35, только лучше и дешевле

Презентация X-Bat.
Презентация X-Bat. © Shield AI

На днях компания Shield AI, известная разведывательным беспилотником V-Bat, устойчивым к воздействию практически всех известных средств РЭБ, вышла на рынок совместных боевых самолётов (CCA) с X-Bat — истребителем вертикального запуска и взлёта. Самое интересное заключается в том, что этот робот-ведомый обладает возможностью выполнять боевые задания не только под присмотром пилотируемого ведущего, но и под управлением собственного искусственного интеллекта.

X-Bat представлен 22 октября, когда компания заявила, что беспилотник предназначен для «экспедиционных и морских операций в условиях ожесточённых боевых действий». Как сообщила Shield AI, первый полёт платформы ожидается в 2026 году, а серийное производство — в 2029 году. При этом компания рассматривает стоимость и возможности X-Bat как разительный контраст с пилотируемыми самолётами пятого поколения вроде F-35.

По заявлениям инженеров Shield AI, X-Bat объединяет возможности истребителя пятого поколения и способность к вертикальному взлёту и посадке. При этом беспилотник в десять раз дешевле, чем пятое поколение пилотируемых самолётов. По их мнению, это позволяет противостоять китайским самолётам пятого и шестого поколений, используя то, что стоит в разы дешевле.

«X-Bat — это революция в авиации, сочетающая в себе четыре вещи: вертикальную взлётно-посадочную полосу (VTOL), дальность полёта, многоцелевой потенциал и автономность. VTOL и дальность полёта решают проблему выживаемости на земле и зависимости от самолётов-заправщиков. Многоцелевой потенциал обеспечивает критически важную гибкость по мере развития угрозы, поскольку ни один план не выдерживает первого контакта с противником. Способность X-Bat действовать автономно и в составе группы позволяет ему проецировать мощь, когда другие средства отсутствуют, и упрощает цепочки уничтожения», — отметил старший вице-президент по самолётам компании Shield AI Армор Харрис.

Святой Грааль сдерживания

X-Bat, перевозится на пусковом трейлере.
X-Bat перевозится на пусковом трейлере. © Shield AI

X-Bat спроектирован, чтобы не зависеть от взлётно-посадочной полосы. Это критически важно. Его способность к вертикальному развёртыванию и старту с обычного трейлера выгодно отличает аппарат от других CCA вроде YFQ-44A и YFQ-42A от Anduril и General Atomics соответственно. Модели конкурентов не могут подняться в небо без традиционного разбега по взлётно-посадочной полосе, которая далеко не всегда имеется в доступе.

«Военно-воздушные силы без взлётно-посадочных полос — это святой Грааль сдерживания. Они обеспечивают войскам устойчивость, дальность действия и выживаемость, дарят дипломатии ещё один шанс», — заявил соучредитель Shield AI Брендон Ценг во время презентации аппарата.

Будучи независимым от взлётно-посадочной полосы, X-Bat может запускаться при необходимости с обычной дороги или авианосца. Для поддержки его массового развёртывания с земли потребуется определённый элемент логистики, который в ряде случаев будет сложно организовать.

Впрочем, возможность вертикального запуска X-Bat сочетается с высокой дальностью полёта, которая составляет около 3700 километров. Данное обстоятельство позволит ему развёртываться из различных точек Индо-Тихоокеанского региона, собираться в строй и всё ещё достигать оперативно важных районов вроде побережья Тайваня.

Это важный и продуманный выбор конструкции, прекрасно согласующийся с формирующимися планами Вооружённых сил США действовать рассредоточенно и из труднопредсказуемых мест с использованием дальнобойных ударных и разведывательных средств.

Под управлением искусственного интеллекта

X-Bat.
X-Bat. © Shield AI

Ключевым отличием рынка CCA является зрелость используемых технологий автономности. X-Bat использует систему Hivemind от Shield AI. По данным компании, она позволяет X-Bat автономно проникать в оспариваемое боевое пространство, динамически взаимодействовать с пилотируемыми летательными аппаратами и применять совместную тактику без постоянного обмена информацией.

Это в некоторой степени подтверждается сообщениями с полей сражений на Украине, в которых утверждается, что предшественник X-Bat в лице модели V-Bat является одной из немногих разведывательных платформ, способных летать, несмотря на средства РЭБ.

Всё это не означает, что другие системы менее совершенны. Для YFQ-42A предоставлен большой объём данных для обучения его автономному стеку, а MQ-28 Ghost Bat уже некоторое время проводит регулярные лётные испытания. Lockheed проверила способность пилотов-людей командовать пилотами с искусственным интеллектом в реальных полётах и ​​в ходе имитируемых воздушных боёв.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)