«Шилка» ещё повоюет: легендарная советская зенитка обрела вторую жизнь... в НАТО
- 08 декабря 2025 00:12
- Виктор Войцеховский
На выставке оборонных технологий EDEX 2025 словацкая компания MSM Land Systems (Словакия — член НАТО с 2004 года) представила ЗСУ-23-4 СВК — модернизированную зенитную самоходную установку (ЗСУ) «Шилка» — в рамках портфеля услуг по ремонту, модернизации и совершенствованию гусеничной и колёсной военной техники.
Модернизация направлена на сохранение функциональной значимости данного боевого средства, изначально разработанного в Советском Союзе и до сих пор находящегося на вооружении многих армий.
В ходе презентации ЗСУ-23-4 СВК представлена в рамках комплексной производственной стратегии компании. Данное обстоятельство свидетельствует, что существующие операторы модификаций ЗСУ «Шилка» могут рассчитывать на такой путь модернизации для продления срока службы.
Спец по технике времён холодной войны
MSM Land Systems — словацкое предприятие, специализирующееся на капитальном ремонте военной гусеничной и колёсной техники, производстве специальных контейнеров ISO 1C и функциональных надстроек для боевых машин, обслуживании мостоукладчиков и артиллерийских систем, совместимых со стандартами НАТО.
Компания обслуживает и модернизирует для Вооружённых сил Словакии боевую машину пехоты BVP Šakal, советский и российский основной боевой танк Т-72 Scarab, реактивные системы залпового огня БМ-21МУ («Град») и RM-70 Vampire, самоходные гаубицы DANA M2 и DITA, мостоукладчики AM-50EX и AM-70EX.
MSM Land Systems также является авторизованным дилером и сервисным центром Tatra Trucks. Компания входит в Czechoslovak Group — многоотраслевой промышленный кластер, работающий в оборонной, боеприпасной, транспортной, аэрокосмической и других отраслях, с численностью персонала около 400 человек и годовым оборотом 48 миллионов евро.
«Шилка» — устаревшая, но не забытая
Представленный компанией MSM Land Systems вариант ЗСУ-23-4 «Шилка» сохраняет большинство характеристик оригинальной советской ЗСУ-23-4: счетверённую 23-миллиметровую автоматическую пушку, башню и гусеничное шасси ГM-575. Из нового боевая машина включает в себя контейнер для запуска ракет, установленный наверху башни. ЗСУ-23-4 СВК имеет длину 6,54 метра, ширину 3,13 метра и высоту 3,7 метра с поднятым радаром. Боевая масса машины составляет от 20 до 22 тонн в зависимости от требований пользователя.
Стандартный экипаж состоит из четырёх человек, включая водителя, наводчика, заряжающего и командира. Доступен состав из трёх человек, когда наводчик одновременно осуществляет функции заряжающего.
СВК способна развивать скорость до 50 километров в час, обеспечивая достаточную мобильность для перемещения с механизированными и бронетанковыми подразделениями по самому различному типу местности. Модернизация позволяет имеющим на вооружении такую машину странам продолжать ставить оперативные задачи перед «Шилками», в обязанности которых с 1960-х годов входило маловысотное противовоздушное прикрытие движущихся колонн.
Сегодня такая машина становится незаменимой для отражения атак БПЛА на движущиеся колонны.
Вооружение «Шилки» состоит из артиллерийской установки АЗП-23 с четырьмя 23-миллиметровыми пушками 2А7М, стреляющими боеприпасами 23 × 152Б, с общим боекомплектом 2000 выстрелов. 2А7М может стрелять различными типами боеприпасов, включая бронебойно-зажигательно-трассирующие (БЗТ), фугасно-зажигательные (ФЗ) и фугасно-зажигательно-трассирующие (ФЗТ).
Диапазон углов возвышения составляет от –4 до +85 градусов, что позволяет поражать самолёты, вертолёты, БПЛА и возвышенные огневые позиции, в том числе в условиях городского боя.
Каждая пушка имеет высокую скорострельность. Водоохлаждаемые стволы позволяют вести огонь непрерывными очередями по сравнению с более ранними вариантами. Тогда артиллерийская система испытывала трудности с перегревом стволов, что негативно влияло на надёжность и точность ведения огня.
Хотя практическая эффективность стрельбы остаётся ограниченной циклами нагрева, расходом боеприпасов и механической конструкцией башни, феноменальная плотность огня остаётся определяющей характеристикой «Шилки».
Наследие Т-34
На шасси ГМ-575 установлен 280-сильный дизельный двигатель В-6Р, представляющий собой шестицилиндровую «половинку» от 20-литрового В-2, устанавливавшегося на многие советские танки и бронемашины, начиная с Т-34.
Двигатель агрегатирован с механической коробкой передач с пятью передачами переднего хода и одной задней. Мощность передаётся через планетарные механизмы поворота и главные передачи на гусеничный ход.
Шасси оснащено торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами на отдельных катках, что позволяет машине преодолевать вертикальные препятствия высотой 0,7 метра, траншеи глубиной 2,5 метра, брод глубиной 1 метр и уклоны до 30 градусов.
Запас хода «Шилки» по шоссе составляет около 450 километров, по бездорожью — 300 километров. Объём топливных баков — около 521 литра. Машина оснащена системой фильтрации ОМП, внутренней и внешней связью, газотурбинным электрогенератором ДГ4М-1 для электроснабжения бортовой сети, инфракрасными приборами управления, навигационной системой ТНА-2.
Внутренняя компоновка разделена на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение.
Управление огнём
Система управления огнём ЗСУ-23-4 построена на основе конструкции, определявшей семейство «Шилка» с момента его появления в 1960-х годах и исторически использовавшей РЛС РПК-2 «Тобол». Эта РЛС обеспечивает дальность обнаружения до 20 километров и может сопровождать самолёты на коротких дистанциях, несмотря на помехи от земной поверхности на высотах ниже 60 метров.
Башня полностью стабилизирована, что позволяет вести огонь с ходу. Электромеханический вычислитель решения о стрельбе использует входные данные радара и гироскопическую информацию об ориентации для вычисления углов азимута и угла места для каждой очереди.
Известные по более ранним моделям ограничения, включая необходимость периодической перезагрузки радара, трудности с сопровождением на высоких угловых скоростях и требования к охлаждению орудий, устранены за десятилетия благодаря многочисленным модернизациям в разных странах.
ЗСУ-23-4 СВК может сохранить исходную компоновку РЛС, позволяя заказчикам оснащать её более современными оптическими приборами, обновлёнными дальномерными системами или другими специализированными подсистемами.
Секреты долгожительства
ЗСУ-23-4 разрабатывалась с 1957 по 1960 год, а производство началось в 1964 году. По сей день боевая машина продолжает использоваться в рамках нескольких национальных программ модернизации военной техники. Всего построено более 6500 единиц оригинальной советской «Шилки», и многие из них всё ещё стоят на вооружении или находятся на хранении по всему миру.
За десятилетия использования ЗСУ применялась в таких конфликтах, как Война Судного дня, Война на истощение, вьетнамская война, Афганская война, Ирано-иракская война, война в Персидском заливе, чеченские конфликты, Сирийская гражданская война и российско-украинский конфликт.
Производимые в России, Белоруссии, Польше, Вьетнаме, Иране, Индии, Нидерландах, на Украине варианты оснащены ракетными пусковыми установками, пассивным оптическим слежением, цифровым управлением огнём, гидростатическими трансмиссиями, обновлёнными радарами, лазерными дальномерами и увеличенным боекомплектом.
Непрерывные усилия по модернизации показывают, что базовая архитектура старой советской машины остаётся предельно адаптивной. Поэтому многие операторы продолжают использовать «Шилку» в качестве дополнения к более современным ракетным системам ПВО.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: