Сергей Когогин: «Была вероятность того, что Челны превратятся в Детройт»

- 15 октября 2018 12:15
- Аня Суслова
Гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин ответил на вопросы генерального директора АО «Татмедиа» в рамках проекта «Интервью без галстука с Андреем Кузьминым», — пишут «Вести КАМАЗа».
— Сергей Анатольевич, в следующем году «КАМАЗу» исполнится 50 лет. Какие мероприятия запланированы к юбилею, как вы готовитесь к этому празднику?
— Мы готовим мероприятия связанные с популяризацией компании. Они пройдут на всех предприятиях «КАМАЗа». За полвека компания прошла непростой путь — это и становление, и победы, и серьезные проблемы. Но на сегодня это устойчиво работающая компания, имеющая четкий вектор развития.
Мы имеем все компетенции — от разработки до эксплуатации транспорта. И это делают в основном наши люди. Есть, конечно, партнерство. Но наиболее яркие и талантливые люди, работающие в нашей компании — это коренные татарстанцы, выходцы из Набережных Челнов.
Вот мы с вами находимся в научно-техническом центре. Он полностью оборудован в духе сегодняшнего времени. Мы продолжаем закупать сюда оборудование, чтобы работать над самыми современными видами транспорта. Я лично уделяю много внимания работе именно этого объекта. Потому что здесь сосредоточено будущее нашей компании.
К юбилею мы издадим альбомы с фотографиями, книги. Сейчас делаем представление к государственным наградам для наших работников.
Я всегда заострял внимание на развитии Набережных Челнов. И 50-летие «КАМАЗа» должно стать поводом для интенсивного развития города. Темпы его развития сегодня существенно отстают от темпов роста бизнеса. Во время оптимизации сотрудников на КАМАЗе, их численность сократилась с 58 до 34 тыс. человек. Но мы постарались сделать так, чтобы все происходило медленно. В итоге все прошло достаточно безболезненно.
Одновременно мы создавали другие рабочие места, привлекали бизнес. Самый яркий пример – это Камский индустриальный парк «Мастер». Были созданы тысячи рабочих мест, сотни новых предприятий. Усилиями «КАМАЗа», республики и федерального правительства избыточные площади стали интересными и целевыми для нашего бизнеса.
Сейчас мы на следующем этапе. Городу не хватает объема промышленности, инвесторов и перспектив по индустриальному парку. Отстает социальная среда. Это основной вопрос, который меня беспокоит, и с которым я пытаюсь достучаться до республиканской и федеральной власти. Город Набережные Челны сегодня требует особого подхода. Или нам придется дать четкий сигнал бизнесу, что необходимо переориентироваться на другие территории. Но инвестиционные проекты «КАМАЗа» из Набережных Челнов никуда не уберешь.
— «КАМАЗу» сегодня не хватает людей?
— Конечно. Дефицит рабочей силы в Набережных Челнах – это один из сложнейших вопросов на сегодня. А квалифицированный персонал – это отдельная тема. При качественном школьном образовании, у нас проблема с дальнейшим образованием.
Сколько выпускников школ, имеющих возможность получить высшее образование, остаются в Набережных Челнах? Не более 25 процентов. Остальные уезжают. Основный интеллект и потенциал мы теряем. И эта тенденция год от года хуже. Я надеюсь, что праздник КАМАЗа переключит внимание на Набережные Челны, и это будет толчком для нового этапа развития города.
— А как же программа поддержки моногородов?
— По этой программе сделано достаточно много и успешно. На том же КИП «Мастер» ввели площади при содействии Фонда моногородов. Но в бизнесе надо смотреть на длительную перспективу. Программа ТОСЭР – территории опережающего развития рассчитана на 10 лет. Прошел один год. Условия для ведения бизнеса на нашей территории исключительно благоприятные, если они не связаны с «КАМАЗом». Бизнес пришел сюда и начал работать.
Главный фактор, за счет которого жил город - высвобождение рабочей силы с «КАМАЗа», закончился. Создалась ситуация, когда нет рабочей силы. Как будет бизнес развиваться? Главная задача, поставленная перед нами – это решение проблемы моногорода через снижение зависимости от «КАМАЗа». Она фактически решена сегодня.
Мы вкладываем 2 млрд. долларов в инвестиции. Больше, чем все остальные. Мы видим финальную часть строительства новых заводов. За моей спиной стоит завод, в который мы вложили много сил и средств. Чтобы запустить производство необходимы люди. Сейчас наступил этап, когда будет расти численность, потому что будут два параллельных производства. Пока мы будем переходить на новый автомобильный ряд, люди также будут работать на старом.
Набережные Челны – это пример качественно реализованной программы по снижению зависимости от монопроизводителей. Она реализована. Теперь надо думать, что дальше? Это проблема не «КАМАЗа», а всего бизнеса. Созданы все условия, но при покупке новых предприятий и освоении новых территорий всегда проводится комплексное исследование, и вопрос наличия персонала является крайне важным.
Я несколько лет назад сказал, что численность Набережных Челнов должна вырасти на 100 тысяч человек, потому как нужно 30-35 тысяч работающих людей. Но это же по факту один небольшой город.
— Сколько людей не хватает?
— Мы проводили оценку, и до 2025 года это около 15 тысяч человек для всего бизнеса города. Елабугу в расчет не брали, потому что там каждый год открываются новые производства. Там идет стабильный рост.
— Может быть, есть какая-то программа переселения людей? Есть же депрессивные регионы, где люди сидят без работы.
— Искусственное переселение невозможно. Человеку нужны хорошая работа и нормальная социальная среда. Вопрос с работой на нашей территории решен. Есть куча предприятий, где хорошие условия и современные рабочие места. Это один из параметров, который я задаю себе и своим коллегам. Созданы тысячи рабочих мест, отвечающих всем современных стандартам. Больше половины работающих в НТЦ, например, – молодежь.
— А социальная среда отстает?
— Люди не хотят учиться здесь, потому что высшие учебные заведения не соответствуют требованиям молодежи. Они хотят других условий обучения. А вероятность возвращения человека, уехавшего в Казань, Санкт-Петербург или Москву очень мала. Мы ведем работу по закреплению рабочих мест для обучающихся в наших институтах на ранних этапах обучения.
Мы как-то с Рустамом Нургалиевичем посещали филиал КФУ в Набережных Челнах и были в общежитии. Я специально ходил по комнатам вечером, спрашивал каждого, на кого он учится и работает ли на «КАМАЗе». Сто процентов студентов сказали, что работают на «КАМАЗ». В основном, это был 3-4 курс, и никто мне не сказал, что не трудится. Они уже на этой стадии вовлекаются в рабочий процесс. Мы привлекаем молодежь на новые производства, где нужны разработки и высокий интеллект.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: