«Сейчас у меня второй этап режиссёрской эволюции»: Дмитрий Давыдов о фильме «Нелегал»

- 25 апреля 2022 14:44
- Редакция
СИНОПСИС
Кажется, этот молчаливый паренёк — обычный нелегальный мигрант из Киргизии, прибывший в Якутск в поисках работы вместе с группой земляков. Однако у него другая цель.
Прежде чем приблизиться к ней, ему предстоит пройти долгий путь. Через рабство и криминальные разборки. Через полупустые сёла и заснеженные поля. Через всю огромную Якутию, которая покажет себя с разных сторон… Но что ждёт его в конце?

СЮЖЕТ
19-летний герой «Нелегала» Нурбек приезжает из Киргизии в Якутию, чтобы исполнить последнюю волю покойной матери. Парня задерживает миграционная полиция, но его выкупает местный криминальный авторитет по прозвищу Китаец. Скитания Нурбека, который переходит из рук в руки, как вещь, придают понятию «нелегал» самый широкий философский смысл. Складывается ощущение, что герой «нелегально» существует на этом свете и везде всем чужой.
«Зря ты сюда приехал, не твоя это земля», — говорит житель Якутии Нурбеку, познающему совсем другой образ жизни, разительно отличающийся от его привычных представлений.
— У нас не охотятся.
— Чем тогда мужики занимаются?
— Ну, живут.
— Ты тоже жил бы там.
По мере того как Нурбек, стирая ноги в кровь, продвигается в глубь красивой, но грозной и суровой Якутии, «Нелегал» меняет жанровую окраску, постепенно превращаясь из социальной драмы, вдохновленной реальными событиями, в экзистенциальный триллер о бесконечном пути к себе, в притчу о невозможности достичь цели.
«Нелегал» — пятый фильм Дмитрия Давыдова, победившего в 2020 году на XXXI Открытом российском кинофестивале «Кинотавр» с драмой «Пугало». Сюжет фильма, задуманного еще в 2015 году, приобрел особую социальную остроту в марте 2019-го, когда по республике Саха прокатилась волна беспорядков после изнасилования местной жительницы киргизским мигрантом. На центральной площади Якутска собралось около 200 человек, начались погромы и нападения на выходцев из Средней и Центральной Азии, один мигрант был убит.
ДМИТРИЙ ДАВЫДОВ О ФИЛЬМЕ
О режиссуре
«Сейчас у меня второй этап режиссёрской эволюции, как бы переломный момент. После „Нелегала“ я снял ещё один фильм, уже шестой. Съёмки были прошлым летом, и сейчас мы его закончили. Это будет уже немного другое, непривычное для меня кино.
Меня воспринимают в основном как режиссера драмы, но сейчас я стараюсь от этого уходить. Если у меня получится дальше что-то снимать, то это будет совсем другое кино. Конечно, я вижу ошибки, которые я раньше совершал как режиссёр. Я сейчас даже не могу смотреть какие-то свои ранние фильмы, потому что вижу явные недочёты, вижу, что это все можно было снять по-другому. Какие-то претензии к себе у меня есть, и сейчас я постараюсь сделать такое кино, которое интересно, наверное, больше мне, чем зрителю. Я постараюсь не ориентироваться на то, насколько удобно это будет смотреть, а буду делать то кино, которое я хочу, ещё более авторское. Если бояться быть непонятным, то как тогда вообще снимать?»
О работе с оператором
«Снявший «Нелегала» Иван Семёнов — основной мой оператор, с которым я снял большинство своих фильмов. Замысел «Нелегала» он прекрасно понимал, потому что мы давно прорабатывали этот сценарий, написанный в 2015 году. Мы планировали съёмки в 2016-м и тогда уже знали, как это будем делать, собирали команду, у нас были готовы и раскадровки, и локации. Было и понимание, как выстраивать картинку. В «Нелегале» я максимально дал волю оператору и в некоторых сценах просто старался не мешать ему. В первых фильмах я ещё мог с ним поспорить, но на «Нелегале» я уже знал, что он всё делает так, как надо. Он полностью понял, какой фильм я хочу, как он должен выглядеть, и проделал большую работу.
Об актёрах и их поиске
«Во время кастинга мы работали с московскими актерскими агентствами, но именно такого актёра, который бы нам подошел, нам не попалось. И я принял решение, что нам всё-таки надо найти человека именно такого, как главный герой. Я дал задание кастинг-директору пойти прямо в эту среду, где живет герой, — на рынки, склады — и найти актёра там, на местах. Мы долго над этим работали и в итоге нашли этого мальчика, Эржана Даулетбекова. Ему 14 лет, он живёт в Киргизии, ученик восьмого класса, никогда вообще не выезжал из Бишкека и, где находится Якутия, не знает. Интересный момент, что у нас не было никакой подготовки, никаких репетиций, никакого периода адаптации для актёра: он прилетел, а на следующий день у нас съёмки. Он впервые попал в совершенно другую страну, а ещё буквально вчера он был у себя в Бишкеке. И на экране мы видим его реальную, настоящую реакцию на какие-то вещи, когда он озирается, смотрит на всё с удивлением. До этого мы с Эржаном долго разговаривали, сидели в зуме: мне было важно посмотреть, как он себя ведёт, как двигается, какие мысли у него возникают. И я сразу понял, что именно этот человек будет играть главную роль».

«Старика, который даёт приют мальчику, играет отец известного якутского режиссера Степана Бурнашева. Он живёт в той же деревне, что и я, поэтому с детства его знаю. У меня проблема в том, что одни и те же актёры переходят из фильма в фильм. У меня есть какая-то деревенская «актёрская база», но очень ограниченная. Чтобы не брать всё время одних и тех же стариков, я подумал, что будет интересно попробовать Степана Бурнашева-старшего. Это очень своеобразный типаж, у него специфическая манера разговора и поведения, он немного неправильно произносит слова, и это придаёт особый колорит. С Эржаном Даулетбековым, который никого не знал и попал в незнакомую среду, у них прямо с первого дня сложились отношения: можно сказать, что старик по-отцовски взял его под крыло и они сразу как-то сблизились».

О замысле и результате
«Мне кажется, что фильм получился. Но, если бы я снял его тогда, в 2016-м, это была бы совершенно другая картина. Произошедшая в 2019-м году история с протестами против мигрантов создала немного опасную ситуацию, когда все очень боялись прикасаться к этой острой теме, и поднимать её надо было с крайней осторожностью. Были большие сомнения, стоит ли вообще об этом снимать. Но когда в проект включились московские продюсеры, я решил, что всё-таки нужно снять этот фильм. Кино получилось немножко и не якутским, и не русским. Тем более интересно будет услышать о нём разные мнения. Это фильм не о конкретной социальной проблеме, а, скорее, на общечеловеческую вечную тему».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: