Самый невпечатливший фильм года
- 14 декабря 2021 02:13
- Ирина Альшаева, Журналист
Фильм «Летчик» настолько не оставил впечатлений, что не могу этим не поделиться.
Тот случай, когда батальные сцены фильма, особенно воздушные бои, в буквальном смысле высший пилотаж, а вот драматургия на нуле. Нужно иметь талант, чтобы взять за основу сюжета ленты живую героическую историю реального летчика и… настолько ее не передать.
Режиссер Ренат Давлетьяров предвосхитил перед выходом фильма два главных вопроса, которые возникают при просмотре: «где-то мы это уже видели, где?» и «где-то нам о летчике, который, потеряв ноги, вернулся к полетам, рассказывали, где и о ком?».
А видели мы фильм «Выживший» с Ди Каприо, а рассказывали нам на уроках истории о герое Советского Союза летчике-истребителе Алексее Маресьеве. Это Давлетьяров и обозначил, чтобы потом не говорили, что «а это вот как в „Выжившем“!».
Итак, половину фильма «клон» Маресьева Николай Комлев борется с волками, в другой половине лишается ног, но возвращается в строй бить врага.
История Маресьева — это история на миллион, из тех, которые или нужно передавать соответственно, или вообще не трогать. Может быть, именно поэтому этот фильм не о Маресьеве, а о другом летчике, «по мотивам». По мотивам мужества, получается, по мотивам подвига, по мотивам Великой Отечественной? Именно так и получается.
Персонаж Комлев не вызвал сопереживания, несмотря на всю трагедию и его судьбы, и Маресьева, и целого ряда летчиков, которые в войну лишились ног, но продолжили истребительные полеты на протезах.
Почему?
Потому что он оказался не введен в сюжетную линию фильма, в котором стал главным героем. Его характер и образ остались не раскрыты. С первых минут рисуется такое: «Нате вам, это как бы про Маресьева, ну поняли, да? Ну, он полетает, потом его собьют, потом волки, потом ампутация, а потом он будет летать дальше. Ну, знаете же эту историю? Вот об этом фильм, смотрите». Не введен — то есть не обрисован как персонаж. Он возникает из ниоткуда и начинает что-то делать на экране. Ну, знаете же о Маресьеве, зачем еще что-то там вырисовывать?

Да знаем, конечно. Но художественный фильм — это нечто большее, чем знание или незнание зрителем истории. Это заявка на триггер эмоций хотя бы. А эмоции в произведении вызываются инструментами, особенно в кино. Визуализация — это же такое поле для творчества! Это же такой маневр для оригинальной передачи и очевидного смысла, и особенно подтекста!
Но нет. Не оказалось в этом фильме, кроме голливудской картинки, никакой подноготной, трогающей именно душу. Там даже диалогов не оказалось. Актеры есть, действие есть, а речи… не особо.

Такое кино мы действительно уже видели. И не только к «Выжившему» здесь отсылка. Получилось очередное современное кино на тему ВОВ — лощеное такое, с акцентом на технике, на фильтре картинки. Многое из того, что снималось после 2000 года о войне, примерно одинаковое. Пластмассовое. Бравадное. Вроде и хорошо же снято, и патриотично, и немцы плохие, и наши победят — а не то.
Наряду с «Летчиком», фильмы «Битва за Севастополь», «Т-34», «Чёрное море» и ряд других — из разряда «богатой картинки» и мотивов «главное окупить бюджет». Все в них стандартно, аналогово, настолько, что сцену из одного можно врезать в другой, и никто ничего не заметит. Это не кино и тем более не искусство.

В «Летчике» получился диссонанс: вроде кино о подвиге и силе духа, а вот не верится картинке, и все тут. Не потому, что нереально выжить при встрече один на один со стаей волков, не потому, что нереально летать без ног, а потому, что лента сырая и сюжетно, и мифологически. Такое впечатление, что сценарий писался побыстрее, под уже добротно отснятые воздушные бои — не пропадать же картинке! В нем даже любовная линия хромая. И что врезалось в глаза особенно — штампы. Ноль оригинальности.
Я не увидела в фильме того, чем так до мурашек трогает именно история Маресьева. Не сценарий, не выдумка режиссера, а реальная судьба. Не скажу, что фильм ее испортил или переврал. Он просто смазался и оказался о другом. О мастерстве компьютерных графиков, например.
Десять из десяти — реальным событиям, ставшим основой ленты. Три из десяти — фильму за вполне себе импортную картинку.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: