+1
Сохранить Сохранено 7
×

Российской экономической модели отказано в будущем


Российской экономической модели отказано в будущем

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Активно развивающиеся технологии электрического транспорта в скором времени кардинально изменят ситуацию в мировой экономике и человеческой жизни вообще. К такому выводу в своем докладе приходят аналитики Bank of America и Oxford Institute for Energy Studies.

В ожидании перемен

По расчетам экспертов, пик мирового спроса на углеводороды будет пройден значительно раньше, чем ожидалось, а именно — в середине 2020-х годов. С начала 2030-х потребление нефти и газа начнет снижаться.

Причиной тому станет изменение концепции автомобильного транспорта как такового. Массовый приход электромобилей на смену автомобилям, оснащенным двигателем внутреннего сгорания (ДВС), работающим на углеводородном (бензин, дизель, природный газ и т. п.) топливе, приведет к резкому сокращению мирового потребления нефти.

Учитывая тот факт, что сегодня на долю автомобильного транспорта приходится примерно 55% всего мирового потребления нефти, быстрая замена автомобилей электромобилями приведет к серьезным переменам во всей мировой экономике.

«Этот последний бастион нефтяного спроса падет уже в ближайшие 8 лет», — сообщает в своем обзоре Bank of America. По мнению экспертов банка, к 2023 году электромобили начнут вытеснять традиционные авто, оснащенные ДВС.

Отправной точкой станет момент, когда стоимость аккумуляторных батарей сравняется с затратами на производство двигателей внутреннего сгорания. В итоге, по подсчетам аналитиков, к 2030 году на электромобили будет приходиться около 40% всего автотранспорта в мире, а к 2050-му — 95%.

Изменение стоимости батарей © Международное Энергетическое агентство

Мир без нефти

Результатом всего этого, по мнению Bank of America и Oxford Institute for Energy Studies, станет падение мировых цен на углеводородное топливо с 2025 года. С 2030-го эксперты ожидают уже начала падения цен и на сырую нефть, со скоростью 0,5% в год.

Как полагают в Oxford Institute, это приведет к краху «нефтяных экономик», одной из которых является Россия.

Против нее в этом случае будет играть и тот факт, что большая часть сохранившихся российских запасов относится к разряду трудноизвлекаемых. А это значит, что добываемая в России, в условиях снижения спроса, нефть окажется неконкурентоспособной по сравнению с нефтью с Ближнего Востока и ряда других регионов.

Учитывая высочайшую роль поступлений от нефтегазового экспорта в доходах российского бюджета, эксперты предполагают окончательную деградацию самой экспортно-сырьевой экономической модели РФ и других нефтяных стран.

Так ли все ужасно?

В то же время в самой России в возможность скорого сжатия мирового нефтегазового рынка верят далеко не все. Как заявил на Давосском форуме министр энергетики России Александр Новак, мировое потребление черного золота будет только расти.

По словам главы Минэнерго, в ближайшее время нефтяникам всего мира предстоит не сокращение, а увеличение добычи. Только для поддержания текущего уровня им придется начать добычу 20 миллионов баррелей в сутки. Еще 10 миллионов баррелей нефти нужно будет добывать дополнительно из-за роста потребления в развивающихся странах, прежде всего в Китае.

В экспертной среде многие также не склонны проводить параллели между развитием электромобильного транспорта и глобальным сокращением нефтедобычи.

Электромобиль Renault на улице Вены© Ольга Соколова/Ridus
Аккумуляторы электрокаров заряжаются током, который вырабатывается в результате сжигания все тех же углеводородов, — пояснил „Ридусу“ аналитик ФК „Калита-Финанс“ Дмитрий Голубовский. — А учитывая потери на трансформацию энергии, фактическое потребление топлива при переходе на электромобили должно даже вырасти.

По словам эксперта, спрос на автомобильное топливо действительно будет сокращаться по мере развития электромобилей. Но при этом он указывает на то, что это приведет к росту спроса на газ и мазут, на котором работают электростанции, вырабатывающие электричество, заряжающее аккумуляторы электрокаров.

На электростанции сжигаются те же углеводороды, что в ДВС, только в несколько другой химической форме, с тем же КПД, потому что он считается по тем же законам термодинамики,говорит Голубовский.

Но тут, по его словам, свою роль начинают играть потери, возникающие при передаче энергии по проводам, чего не происходит в автомобиле с ДВС. Преобразование энергии углеводородов в электричество, как промежуточную форму, перед ее переходом в механическую энергию движения ведет к потерям. И вот на величину этих потерь и вырастет потребление топлива.

© Коллаж/Ридус

Не видит особого влияния электромобилей на нефтяной спрос и эксперт Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко.

«По нашим прогнозам, электромобили получат свое развитие, однако это будет все же нишевый продукт», — пояснила она «Ридусу».

По мнению эксперта, более серьезное воздействие на нефтяной спрос оказывает технологический прогресс в области повышения энергоэффективности самих ДВС.

Так, за последние 40 лет двигатели при почти одинаковом литраже стали почти в два раза мощнее. При этом, потребление ими топлива сократилось почти в два раза.

Рост энергоэффективности не прекращается, и уже сегодня на дизельном автомобиле С-класса можно на одном баке проехать из Москвы до Санкт-Петербурга и обратно,говорит Екатерина Грушевенко.

Также, по ее словам, не стоит забывать, что помимо факторов, снижающих спрос на нефть, есть и факторы, его повышающие. В частности, это растущая автомобилизация развивающихся стран, и в особенности стран Азии во главе с Китаем. Это позволило сместить центр роста спроса из стран ОЭСР в страны, не входящие в эту организацию.

И если в развитых странах действительно спрос на нефть в транспортном секторе стагнирует уже много лет, то в развивающихся рост экономики и благосостояния населения, а также доступность дешевых автомобилей собственного производства, наоборот, подталкивают спрос вверх,поясняет эксперт.

Она не отрицает, что приход новых технологий замедлит рост спроса на нефть, но это не изменит самой структуры ее потребления.

«По нашим прогнозам, даже к 2040 году доля нефтепродуктов в транспортном секторе будет высокой — до 80% против 95% сейчас», — отмечает Грушевенко.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (5)

  • hjvf
    hjvf 26 января 2018

    Амероика и хочет этого. поэтому все производства уничтожены. Но хоть сейчас Путин восстанавливает кое что... это уже хорошо!!

    Ответить
    1 +
  • merlion
    merlion 26 января 2018

    Чего он восстанавливает и в каких масштабах? Это сопоставим с экспортом нефти и газа? Если сопоставимо, то можно говорить, что "Путин что-то там восстанавливает", а пока, скорее, просто гонит невозобновляемые природные ресурсы за границу, а полученные доллары вкладывает под 1% в ценные бумаги США.

    Ответить
    1 +
  • hjvf
    hjvf 27 марта 2018

    Глазки открой и оглянись вокруг. что было в 90 и сейчас.!!

    Ответить
    0 +
  • MrRudderman
    MrRudderman 30 января 2018

    Ничего он не восстанавливает и даже не собирается, а гонит невозобновляемые природные ресурсы за границу, а полученные доллары вкладывает под 1% в ценные бумаги США. Просто бизнес.

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 26 января 2018

    бурное развитие электромобилей приведет к снижению мирового потребления нефти и краху ведущих нефтяных экономик.// некорректное утверждение. вернее - к смене экономических моделей. а так-то пока выгоднее дороже заплатить за дизель, чем приобретать неоправданно дорогой э.мобиль, плюс к тому расходы на эксплуатацию + инфраструктура. к тому же углеводороды не только горючее, но и сырьё для химической промышленности.

    Ответить
    0 +