Российские рынки станут испытанием для вернувшихся западных брендов
- 26 февраля 2025 19:16
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Стремление Вашингтона к скорейшему прекращению конфликта на Украине вызвало слухи о том, что западные бренды, возможно, захотят вернуться в Россию. Но рынки, которые они покинули, от моды до автомобилей, сейчас выглядят более конкурентными, чем три года назад. Здесь теперь доминируют отечественные бренды (или китайские, если говорить про автомобили).
Сеть магазинов мужской одежды Henderson, например, утверждает, что уход иностранных ритейлеров дал ей импульс к развитию, главным образом за счет увеличения доступности мест в торговых центрах. Это помогло увеличить продажи в три раза быстрее, чем общий годовой рост рынка мужской одежды на 8%, хотя западные бренды по-прежнему кое-где представлены.
«Сам рынок существенно не изменился, поскольку большинство иностранных брендов (60-80% мировых производителей, по нашим оценкам) не ушли. Они просто преобразовали каналы продаж, воспользовавшись услугами местных мультибрендовых магазинов или изменив вывески на своих магазинах и представив новые торговые марки», — заявили Reuters в пресс-службе Henderson.
Потребительские товары не подпадают под санкции, но так как многие компании отказались вести бизнес с Россией, Москва легализовала параллельный импорт через третьи страны, что позволяет розничным торговцам продавать иностранные товары без разрешения владельца торговой марки.
Однако лучшие места в торговых центрах, которые раньше предназначались для западных флагманских магазинов, теперь занимают российские конкуренты. «Это долгосрочные контракты, поэтому за каждое такое место будет вестись борьба», — уточнил вице-президент Ассоциации торговых центров России, Беларуси и Казахстана Павел Люлин.
По его словам, сектор розничной торговли еще не полностью восстановился, и торговые центры по-прежнему принимают на 20% меньше посетителей, чем в 2019 году. Но российские покупатели теперь предпочитают местные бренды. Отечественные компании научились производить вещи ничуть не хуже западных, сказала агентству посетительница одного из центральных ТЦ Москвы.
Ритейлер Stockmann, который в прошлом году приобрел российский бизнес Hugo Boss, также отмечает рост продаж отечественных брендов, сообщили в одном из столичных магазинов компании.
Жительница Москвы Анастасия Ефремова рассказала Reuters, что российские бренды подняли цены, но в остальном влияние было минимальным. «Я говорю не только об одежде или косметике, но и, например, о запасных частях для автомобилей. Были опасения, что мы не сможем купить что-нибудь для автомобилей, но все есть в наличии», — пояснила она.
Иностранные автопроизводители способствовали росту российского автомобильного рынка, когда в начале 2000-х годов начали строить заводы в России. Внезапный уход таких автопроизводителей, как Renault, Volkswagen и Nissan, оставил пробел, который был заполнен в основном китайскими брендами, на долю которых сейчас приходится более 50% продаж новых автомобилей против 10% до февраля 2022 года. Доля российских автопроизводителей выросла с 20% до 30%.
Стоит отметить, что западные компании пока исключают возможность скорого возвращения на российский рынок. Та же Renault заявила, что возвращение на условиях, согласованных при выходе в 2022 году, «очень маловероятно». Но в любом случае российские бренды захотят отстоять завоеванную ими долю рынка, и они достаточно уверены в своих силах, чтобы конкурировать, если международные игроки вернутся, считает продавец модного магазина в центре Москвы Валерия.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: