+0
Сохранить Сохранено 7
×

Российские премьеры в Сараево


Российские премьеры в Сараево

В России о Сараево знают мало, чаще вообще ничего. В лучшем случае вспомнят о зимней Олимпиаде 1984 года или о гражданской войне в Югославии в середине 90-ых. Между тем, в самом центре мусульманского Сараево русская культура стала заметным явлением в Национальном театре оперы и балета. На оперной сцене ставят «Антиформалистический райек Дмитрия Шостоковича и «Евгений Онегин» а в балете тон задают российские артисты и русская балетная школа. Конечно, русский классический балет — явление уникальное. Но все же поразительно наблюдать, как он проникает в самые дальние уголки «деревенской» Европы.Первой русской балериной, появившейся в Сараево, была была Маша Арсеньева-Игнева. В 1935 году она стала одним из рукодителей местной балетной школы. В 1938 году на сараевской сцене выступила Маргарита Фроман. Солистка «Большого театра», она бежала от «красных» и осела в Королевстве сербов хорватов и словенцев, так тогда назвалась бывшая Югославия, до 1950 года. Танцевала в основном в Белграде, создала профессиональную балетную труппу в Загребе и впервые познакомила боснийских мусульман с русским национальным балетом. Но ключевой фигурой в появлении классического балета в Сараево стала Нина Кирсанова. Солистка театра музыкальной драмы в Москве, она в 1921 году эмигрировала в Польшу, чуть позже перебралась в Югославию. Была прима-балериной Белградской оперы, танцевала все главные роли классического репертуара. В 1950 году она основала балетную студию и поставила первый профессиональный балет в сараевском Национальном театре. Балет «Жатва» на музыку хорватского композитора Бориса Попандопуло имел огромный успех, а его «звездой» стала первая боснийская балерина Рики Леви. Русская балетная школа стала основой балетной культуры сараевского театра. По словам нынешнего художественного руководителя национального балета в Сараево Эдины Папо, перед развалом Югославии в труппе работало 50 артистов, но в начале 90-ых началась гражданская война и балет в Сараево умер. В 19996 году, когда Папо стала руководить местным балетом, в театре оставалось лишь шесть человек. Сегодня это маленькая балетная труппа, в которой работают 25 артистов. И несколько из них обязательно русские. Сейчас это Екатерина Верещагина и Евгений Гапонько.

Екатерина Верещагина закончила краснодарское хореографическое училище и начала танцевать на сараевской сцене в 2006 году. Довольно быстро к ней пришел успех, через 2 года она стала солисткой и получила ведущие партии в таких балетах как «Копелия», «Кармен», «Жизель», «Плаво», «Золушка» и «Дюймовочка». Мы разговаривали в прокуренном баре, который расположился в подземном этаже Национального театра, месте сбора местной богемы. «Мне нравится в Боснии, - сказала Екатерина, - и я вряд ли вернусь в Россию». «Моя мама живет в Риеке в Хорватии, так что мы «осели» на Балканах, по-видимому, надолго», - добавляет она.

Евгений Гапонько напротив намерен вернуться в Россию. Он закончил хореографическое училище в Новосибирске и начал карьеру в Новосибирском театре оперы и балета. Но ему не повезло. Он сломал колено и после двух операций был вынужден перейти из балета в театр музыкальной комедии. В 2006 году Евгений решился на перемены и по приглашению друзей приехал в Сараево. Его сразу взяли в труппу. Сейчас он танцует в «Ромео и Джульете», «Кармен», «Шопениан», «Даме с камелиями» и во многих других постановках сараевского театра.

К российским артистам очень тепло относится местная публика. Их любят и знают. Единственное, чем они не довольны, так это — зарплатой. Сейчас солисты Национального оперного театра в Сараево получают около 1000 боснийских марок, то есть приблизительно 500 евро в месяц. Но они ждут перемен к лучшему и танцуют. Они любят балет и они — русские артисты. Этим все сказано.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)