+-2
Сохранить Сохранено 7
×

Роботакси в Китае вытесняют живых водителей


Роботакси в Китае вытесняют живых водителей

Такси в Китае.

© Борис Алексеев / Коллаж / Ridus.ru

Водители такси в Китае одними из первых в мире столкнулись с угрозой потери работы из-за искусственного интеллекта, поскольку тысячи роботакси выехали на улицы страны. Технология беспилотного вождения остаётся экспериментальной, но КНР даёт зелёный свет испытаниям, в отличие от США, где после аварий быстро начинаются расследования и приостанавливается выдача разрешений.

По данным Reuters, по меньшей мере 19 китайских городов проводят испытания роботакси и робобусов. Семь из них одобрили тесты без участия человека-водителя как минимум пяти лидерами отрасли: Apollo Go, Pony.ai, WeRide, AutoX и SAIC Motor.

Компания Apollo Go заявила, что к концу года планирует разместить 1000 таких роботов в Ухани, а к 2030 году — в сотне городов.

Поддерживаемый японской Toyota Motor сервис Pony.ai эксплуатирует 300 роботакси и планирует создать ещё 1000 штук к 2026 году. Вице-президент компании сказал, что роботакси может потребоваться пять лет, чтобы стать устойчиво прибыльным, после чего они начнут расширяться «в геометрической прогрессии».

Сервис WeRide известен автономными такси, микроавтобусами, автобусами и подметальными машинами.

Компания AutoX, поддерживаемая лидером в области электронной коммерции Alibaba Group, работает в Пекине и Шанхае.

В SAIC используют роботакси с конца 2021 года.

«Мы наблюдаем ускорение темпов выдачи разрешений в Китае. При этом в США данный процесс идёт гораздо медленнее», — сказал управляющий директор Boston Consulting Group Августин Вегшайдер.

Роботакси Waymo.
Роботакси Waymo. © Waymo

Waymo — единственная американская компания с беспилотными роботакси, взимающими плату за проезд. У неё имеется более 1000 автомобилей в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Финиксе, но их число может вырасти до тысяч, как сказал знакомый с деятельностью фирмы источник.

Поддерживаемая General Motors компания Cruise в апреле возобновила тестирование после того, как в прошлом году один из её автомобилей сбил пешехода. Компания заявила, что работает в трёх городах, а её основной задачей является обеспечение безопасности.

В стремлении к новым экономическим целям

Между США и Китаем существует явный контраст. В Америке разработчики роботакси сталкиваются с гораздо более пристальным вниманием и высокими препятствиями. Это отмечаел бывший генеральный директор Waymo Джон Крафчик.

В Китае беспокоятся по поводу безопасности роботакси, но их автопарки растут, поскольку власти одобряют тестирование ради экономических целей. В прошлом году председатель Си Цзиньпин призвал к созданию новых производительных сил, что положило начало региональной конкуренции. Пекин объявил о начале испытаний на ограниченных территориях в июне, а Гуанчжоу заявил в этом месяце, что откроет дороги по всему городу для испытаний беспилотных автомобилей.

Некоторые китайские компании пытались провести испытания беспилотных автомобилей в США, но Белый дом намерен запретить транспортные средства с разработанными в Китае системами. Об этом сообщили источники агентства.

Вегшайдер из Boston Consulting сравнил стремление Китая к разработке беспилотных транспортных средств с поддержкой электромобилей. «Как только они берут на себя обязательства, они продвигаются довольно быстро», — указал он.

«Глупые редиски»

По официальным данным, в Китае зарегистрировано семь миллионов водителей такси. Два года назад их было 4,4 миллиона. Поскольку во время экономического спада услуги такси являются последним вариантом трудоустройства, побочные эффекты роботакси могут побудить правительство нажать на тормоза, считают экономисты.

Роботакси Apollo Go.
Роботакси Apollo Go. © Baidu

В июле обсуждение потери рабочих мест из-за роботакси заняло лидирующие позиции в поисковых системах социальных сетей благодаря хэштегам вроде «Крадут ли беспилотные автомобили средства к существованию у таксистов?».

При этом в Ухани водители называют автомобили Apollo Go «тупыми редисками» (каламбур в названии бренда на местном диалекте) и говорят, что они вызывают пробки на дорогах. А 63-летний таксист Ван Гоцян видит угрозу для людей, которые меньше всего могут позволить себе перебои в работе. «Подвозить пассажиров — работа для низшего класса. Если вы уничтожите эту отрасль, что им останется делать?» — интересуется он, наблюдая, как автомобиль Apollo Go паркуется перед его такси.

Плюсы автоматизации

По мнению экономистов, автоматизация рабочих мест может принести пользу Китаю в долгосрочной перспективе, учитывая сокращение населения.

«В краткосрочной перспективе необходимо обеспечить баланс скорости создания новых рабочих мест и ликвидации старых. Нам необязательно нужно развивать максимальную скорость, поскольку мы и так находимся в авангарде», — говорит доцент кафедры прикладной экономики Пекинского университета Тан Яо.

Автошкола Eastern Pioneer с 2019 года сократила количество инструкторов более чем вдвое — примерно до 900 человек. Вместо этого преподаватели в пекинском центре управления удалённо следят за учениками в 610 автомобилях, оснащённых компьютерными инструментами обучения.

Компьютеры оценивают каждый поворот колеса и нажатие на педаль тормоза, а симуляторы виртуальной реальности обучают вождению по извилистым дорогам. Огромные экраны позволяют в режиме реального времени анализировать действия водителя. По словам директора школы по интеллектуальному обучению Чжан Яна, тренажёры зарекомендовали себя хорошо: «Эффективность, процент сдачи экзаменов и осведомлённость о безопасности значительно повысились».


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+-2

 

   

Комментарии (0)