+37
Сохранить Сохранено 7
×

Решит ли дунайский маршрут проблему экспорта зерна с Украины


Решит ли дунайский маршрут проблему экспорта зерна с Украины

Соцсети

Переговоры между Россией и Украиной о безопасном транзите зерновозов через Черное море продвигаются. Проходящие при содействии Турции и Организации Объединенных Наций, они могут привести к соглашению уже на этой неделе.

По словам министра обороны Турции Хулуси Акара, сделка будет включать в себя совместный контроль портовых проверок грузов и турецкие гарантии поставок при пересечении Черного моря. Как сообщает Reuters, в рамках сделки Россия, Украина и Организация Объединенных Наций также будут работать вместе через координационный центр по зерну, созданный Турцией.

Этот прогресс — отличная новость, но до подписания сделки многое может произойти. Однако даже если стороны достигнут соглашения, зерно никуда не уйдет без судоходных компаний и их страховщиков. И здесь кроется одна из важных проблем: никто из них не хочет совершать рискованное морское путешествие в таких условиях. Эти опасения заставляют политиков и бизнес смотреть в сторону маршрута по реке Дунай.

Дунай представляет собой одну из рек с самым высоким объемом перевозок. В 2019 году по нему было перевезено около 60 миллионов тонн. Дунай, протекающий по территории десяти стран и имеющий общую протяженность 2850 километров, является самой «международной» рекой в мире. Это вторая по длине река в Европе. 2415 километров Дуная могут быть использованы для внутреннего водного транспорта (IWT).

С точки зрения морфологии реки Дунай можно разделить на три разных участка. Участок Верхнего Дуная является самым коротким (протяженность — 624 километра) и простирается от Кельхайма (Германия) до Гёнью (Венгрия). Участок Среднего Дуная простирается от Гёнью до Дробета-Турну-Северина (Румыния) и имеет длину 860 километров. Последний участок длиной 931 километр простирается от Дробета-Турну-Северина до Сулины (Румыния) на Черном море. Морские участки Дуная относятся к различным классам водных путей, определенным Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН.

Поскольку Украина отвоевала Змеиный остров возле входа в Дунай, река, которая проходит через Румынию, Венгрию и другие государства — члены ЕС, прежде чем закончиться в Германии, на данный момент является самым безопасным вариантом для украинского зерна.

Как отмечало издание The Maritime Executive, самая северная ветвь Дуная проходит по южной границе Украины, и здесь находятся ряд небольших речных портов. Они не пользовались большим вниманием в прошлые годы, но, поскольку Россия блокировала всю береговую линию Украины, они приобрели новое значение.

«Одесса и Николаев исторически занимались огромной долей экспорта зерна страны, но эти морские порты и терминалы отрезаны от мировой торговли ВМС России. Это оставляет Украину с очень небольшим количеством вариантов экспорта своих культур, и в настоящее время на хранении находятся около 25 миллионов тонн зерна. Автомобильный и железнодорожный транспорт не справляется с задачей перевозки такого количества зерна по суше в соседние страны», — указывают авторы издания.

Река — море

Из 25 миллионов тонн зерна, которое было необходимо экспортировать с начала конфликта, пять миллионов тонн были вывезены автомобильными, железнодорожными и речными маршрутами. В прошлом месяце Украине удалось экспортировать 2,5 миллиона тонн по сравнению с 200 000 тонн в марте, но это гораздо меньше, чем пять миллионов тонн, которые она ранее экспортировала каждый месяц.

Альтернативой морским портам становятся некоторые порты на Дунае, которые принимают часть груза. Порт в Рени, примерно в 50 морских милях вверх на северной ветви Дуная, недостаточно используется, но в настоящее время восстанавливается.

Начальник управления аграрной политики Одесской области Алла Стоянова сообщила британской Guardian, что портовый комплекс Рени не может заменить Одессу, но он может внести свой вклад в решение проблемы транспортировки зерна. Неглубокие внутренние порты могут заниматься перегрузкой зерна на баржи для дальнейшей транспортировки в Румынию. Они также могут реализовать дополнительный потенциал, если будут доступны из моря.

До этого района можно добраться по двум водным путям: через румынскую территорию по узкому каналу Сулина, который имеет ограниченную пропускную способность, и по каналу Быстрый недалеко от устья северной ветви Дуная. Глубина Быстрого при строительстве — 4,5 метра, намного мельче, чем канал Сулина. Но этой глубины достаточно для судов класса река — море, которые обычно торгуют на Балтике. Самая большая глубина рядом с Рени достаточна для судов такого размера.

Десятки прибрежных грузовых судов ждут у входа в канал Сулина, выделенный в центре слева. Вход в канал Быстрый находится на севере недалеко от Вылково, в центре вверху. Змеиный остров находится недалеко от побережья, в центре справа.
Десятки грузовых судов ждут у входа в канал Сулина, выделенный в центре слева. Вход в канал Быстрый находится севернее, недалеко от Вилкова (выделен небольшим прямоугольником). Змеиный остров находится недалеко от побережья (справа).Pole Star

По словам Стояновой, более 150 кораблей ждали входа в Сулинский канал, но через него могут пройти только пять или шесть судов в день. До недавнего времени более вместительный маршрут по Быстрому был закрыт, но это изменилось с выводом российских войск со Змеиного острова.

Дунай не решит проблему глобального кризиса голода

Однако, как отмечает в своей публикации старший научный сотрудник Американского института предпринимательства Элизабет Брау, этот вариант не настолько хорош, как кажется с первого взгляда.

Речной маршрут, по мнению госпожи Брау, является менее умным решением, чем думает мировое сообщество. Это связано с тем, что морские суда, которые обычно проходят через Черное море, слишком велики для реки. На судоходность Дуная влияет различная инфраструктура, такая как шлюзы, мосты и порты. Например, шлюзы являются ограничивающим фактором для размеров судов и барж, особенно в отношении ширины. Глубина тоже ограничивающий фактор. Например, ведущее Черноморское пароходство Украины управляет грузовыми судами типа «Волжский», которым требуется минимальный уровень воды 360 сантиметров. Однако Дунай имеет проходы, куда могут пройти только суда, требующие уровня воды 150 сантиметров. Многие другие суда Черноморского пароходства также слишком велики, чтобы идти по Дунаю.

Эти суда могли бы останавливаться в румынской Констанце. Но, как и всякие объекты инфраструктуры, порты не могут внезапно перейти от одного уровня активности к гораздо более высокому: им нужен дополнительный персонал, не говоря уже о дополнительных хранилищах.

«Если мы хотим продолжать помогать украинским фермерам, нам нужна помощь в увеличении наших погрузочно-разгрузочных мощностей. Ни один оператор не может инвестировать в инфраструктуру, которая станет избыточной после окончания войны», — сказал в интервью Voice of America Дэн Долгин, директор по зерновым предприятиям порта Констанца.

Одним из самых очевидных осложнений дунайского маршрута Элизабет Брау видит то, что Дунай ведет через Румынию и Венгрию в Австрию и Германию, в то время как зерно должно идти в Африку и на Ближний Восток.

«Это означает, что даже относительно небольшое количество зерна, которое сможет подняться вверх по реке в подходящие порты, значительно отходит от предполагаемого пути, что влечёт дополнительные расходы, которых не могут себе позволить ни отправители, ни получатели», — указывает исследователь AEI.

Однако она отмечает, что эти обстоятельства не означают, что дунайский вариант должен быть отклонен.

«Напротив, каждая тонна зерна, которая достигает голодного желудка, стоит усилий. Однако это означает, что Дунай — менее умный вариант, чем может показаться. Единственный способ получить достаточное количество зерна в желудках, которые в нем нуждаются, — через Черное море, поэтому переговоры между Россией и Украиной при посредничестве Турции так важны», — пишет Элизабет Брау.

По мнению Элизабет Брау, в случае если Кремль даст согласие на морской коридор, он получит внушительные политические дивиденды, особенно в странах, которые занимали промосковскую позицию с самого начала конфликта. Это прежде всего развивающиеся страны, связанные с Советским Союзом времен холодной войны, которые сейчас сильно пострадали от нехватки зерна.

В то время как у России нет возможностей для самостоятельного экспорта всего зерна, которое оказалось в её распоряжении после захвата украинской территории, Дунай, хоть и является давней рабочей лошадкой европейского транспорта, не решит глобальную проблему, созданную вторжением России на Украину, указывает эксперт. И это означает, что шансы на то, что мировое сообщество сумеет подвигнуть стороны конфликта к заключению соглашения о морском коридоре, достаточно высоки.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+37

 

   

Комментарии (0)