+0
Сохранить Сохранено 7
×

Пусть воюют роботы, а не человек: США мобилизовали искусственный интеллект


Пусть воюют роботы, а не человек: США мобилизовали искусственный интеллект

Роботы.

© Коллаж / Ridus.ru

Соединённые Штаты окончательно осознали, что проспали начало беспилотного бума в военном деле, поэтому изо всех сил пытаются наверстать упущенное. При этом избрана тактика, предполагающая разработку новых технологий и принципов использования беспилотников на войне. Такой подход применяется вместо того, чтобы догонять Китай, Россию, Иран, Израиль, Турцию и Украину в деле создания классических БПЛА, активно используемых сегодня в украинском и ближневосточном конфликтах.

Взявшиеся за «беспилотную тему» американские компании делают акцент не на массовости и технологичности производства классических БПЛА, где им явно не угнаться за конкурентами. Они занимаются созданием «мыслящих» машин, способных соперничать в части принятия решений с опытными пилотами. В центре их внимания находится новое поколение автономных систем вооружения, предназначенных для ведения боевых действий на суше, в воздухе и на море, несмотря на растущую обеспокоенность по поводу перспектив их использования.

Это может означать, что если пресловутый Skynet с полчищами терминаторов когда-то и будет создан, то это станет делом рук не Китая, Индии или России, а Соединённых Штатов.

О том, что американские боевые беспилотники, а по факту роботы, будут коренным образом отличаться от всего создаваемого сегодня мировой кибериндустрией, можно судить по разработкам американского флагмана в области создания беспилотников с искусственным интеллектом — компании Anduril Industries.

Основанная создателем гарнитуры Oculus VR Палмером Лаки в 2017 году калифорнийская оборонная компания разработала ряд модульных систем на базе искусственного интеллекта для армии США, обойдя конкурентов в лице ветеранов американского ВПК — Boeing и Lockheed Martin.

На сегодняшний день Anduril разработала широкий спектр передовых систем вооружения и беспилотных летательных аппаратов для разведки и наблюдения: от первого беспилотного истребителя ВВС Anduril Fury до Anduril Bolt — компактного беспилотника, который помещается в рюкзаке.

Летающая фурия

Беспилотный самолет (AAV) Fury, изначально разработанный американской аэрокосмической компанией Blue Force Technologies, приобретён компанией Anduril в 2023 году.

Беспилотный самолет Fury.
Беспилотный самолёт Fury. © YouTube/AndurilIndustries

Машина приводится в движение одним турбовентиляторным двигателем и достигает скорости более 1000 километров в час. В зависимости от полезной нагрузки она может летать на высоте до 15 километров и выдерживать перегрузки, в девять раз превышающие силу тяжести. Выдерживать такие нагрузки и одновременно выполнять боевую задачу не может ни один пилот.

Модульный автономный самолёт оснащён ПО Lattice от Anduril, цифровым центром управления и контроля, использующим ИИ для интеграции данных с других дронов, камер, датчиков и радиолокационных систем. Fury может нести ракеты для поражения других самолётов, хотя полный спектр его возможностей и вооружений не раскрывается.

Военно-воздушные силы США обозначили Fury как один из первых беспилотных истребителей в рамках программы Next-Generation Air Dominance, целью которой является разработка истребителя шестого поколения, пилот которого распределяет боевые задачи среди беспилотных напарников. Новая концепция осуществления воздушных операций предполагает, что пилотируемый самолёт будет сопровождаться роем «умных» ведомых беспилотников, на плечи которых будут возложены все наиболее опасные ударные функции.

Fury, получивший обозначение YFQ-44A, предназначен для использования в качестве «лояльного ведомого» или добавочного боевого самолёта, используемого вместе с пилотируемыми истребителями F-22 Raptor и F-35 Lightning II, автономно или в составе небольших групп.

Страшная рыба — барракуда

Другое активно осваиваемое Anduril направление — «умные» крылатые ракеты следующего поколения Barracuda. При этом акцент делается на доступность, адаптивность и возможность быстрого производства.

Существует три варианта Barracuda, предназначенных для запуска с различных платформ.

Самая маленькая модель, Barracuda-100, предназначена для миссий, требующих манёвренности и небольших полезных нагрузок. С дальностью полёта более 222 километров она может нести полезную нагрузку весом 20 килограммов и потенциально запускаться с вертолётов или самолётов с фиксированным крылом, наземных транспортных средств и лодок.

Вариант среднего размера, Barracuda-250, может поражать воздушные цели на расстоянии более 370 километров. Он предназначен для запуска с бомбардировщиков и истребителей или с надводных кораблей.

Barracuda-500, самая большая модель, имеет дальность полёта более 926 километров и может нести полезную нагрузку более 45 килограммов. Она запускается с истребителей F-15E, F-18 и F-16 или может размещаться на поддоне в ракетной системе Rapid Dragon, разворачиваться с C-17 или C-130. Barracuda-500 является частью проекта US Air Force and Defense Innovation Unit по разработке будущих автономных летательных аппаратов.

Привидение с моторчиком

Ghost (англ.: «призрак») — портативная беспилотная летательная система, которую можно собрать менее чем за две минуты и поместить в винтовочный или тактический мягкий кейс.

БПЛА предназначен для выполнения задач разведки, наблюдения и рекогносцировки. Способен автономно обнаруживать и отслеживать объекты, перемещаясь по местности.

Базовый вариант 16-килограммового дрона Ghost может работать почти час с дальностью полёта 12 километров.

«Умник», бегущий по вертикали

Roadrunner — одно из наиболее необычных беспилотных устройств, вызвавших интерес Пентагона. Это многоразовый AAV, предназначенный для вертикального взлёта и посадки (VTOL). Оснащённый двумя турбореактивными двигателями, он может достигать высоких дозвуковых скоростей с большой манёвренностью по перегрузкам.

Пентагон.
Пентагон. © wikipedia.org

Благодаря передовой технологии на основе искусственного интеллекта один оператор может одновременно управлять несколькими Roadrunner и интегрироваться с радарами и датчиками ПВО.

Roadrunner-M — вариант взрывного перехватчика, специально созданный для наземной ПВО.

Anduril получила несколько военных контрактов США, соответствующих стремлению Пентагона к оборонным возможностям на основе искусственного интеллекта. В октябре 2024 года Министерство обороны США заключило с компанией контракт на 250 миллионов долларов на защиту от беспилотников, включая более 500 перехватчиков Roadrunner-M и системы радиоэлектронной борьбы Pulsar.

Трамп ставит на беспилотники

Администрация Трампа обратилась к стартапам в сфере оборонных технологий вроде Anduril для реализации военных приоритетов и амбиций, включая космическую систему противоракетной обороны Golden Dome.

Тридцатого апреля во время посвящённого американским инвестициям мероприятия в Белом доме Трамп представил беспилотник Roadrunner. Американский лидер рассказал о планах компании построить крупный завод по производству беспилотников в Огайо.

Автономные и ударные

Воздушные системы Anduril включают Altius — автономные ударные беспилотники, способные вести кинетическую и радиоэлектронную борьбу, запускаемые из трубы с земли, воздуха или моря.

Altius может наносить скоординированные удары в качестве барражирующего боеприпаса, перехватывать и анализировать сигналы для разведки, определять цели на расстоянии с помощью камер и датчиков дальнего действия или действовать в качестве приманки для отвлечения огня противника.

Anduril разработала два варианта ударных беспилотников. Altius-600M может оснащаться боеголовкой весом около трёх килограммов для кинетических ударов. Имея дальность полёта 160 километров и продолжительность полёта чуть больше часа, Altius-700M может нести 17-килограммовую боеголовку, как у ракеты AGM-114 Hellfire.

Забить «болт»

В октябре 2024 года Anduril представила Bolt — компактный дрон с искусственным интеллектом, который помещается в рюкзак. Базовая конфигурация системы запрограммирована на обнаружение и идентификацию целей для разведывательных и поисково-спасательных миссий.

Настраиваемый ударный дрон может работать более 40 минут и преодолевать расстояние около 20 километров.

Вариант боеприпаса Bolt-M может автономно отслеживать и поражать лёгкие боевые машины и траншеи со «смертельной точностью». Бортовое программное обеспечение ИИ Bolt-M упрощает управление для операторов, которым нужно только знать, «куда смотреть, за чем следить, как вступать в бой и когда наносить удар».

Искусственный интеллект идёт на войну

Anduril давно демонстрирует приверженность интеграции ИИ в военные системы и не собирается сбавлять темпы. Компания сотрудничает с концернами Rheinmetall, Microsoft и OpenAI с целью реализации автономных боевых возможностей.

OpenAI.
OpenAI. © unsplash.com/Levart_Photographer

При этом компания объявила о разработке системы электромагнитной войны с использованием искусственного интеллекта под названием Pulsar и планах строительства гипермасштабного завода по производству беспилотников в Огайо. Ожидается, что огромный завод будет выпускать десятки тысяч боевых систем в год.

Управляемые по радиочастоте дроны уязвимы для электронного подавления. Автономность — один из многообещающих обходных путей, когда БПЛА выполняет поставленную задачу. Но она сопряжена с техническими и этическими проблемами.

Растущее использование ИИ в военных действиях вызвало острые споры по поводу его безопасности, рисков и этики, особенно в отношении автономного принятия смертоносных решений.

Однако Лаки утверждает, что интеграция ИИ в оборонную промышленность неизбежна, и выступает за продолжение военного партнёрства с технологическими компаниями. Основатель Anduril подчёркивает важность сохранения США преимущества в гонке вооружений ИИ, особенно против противников вроде Китая.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)