+26
Сохранить Сохранено 7
×

Пуск JASSM-ER «у ворот» Мурманска: США в поиске концепции «взлома» ПРО России


Пуск JASSM-ER «у ворот» Мурманска: США в поиске концепции «взлома» ПРО России

AGM-158B JASSM-ER.

Анонсированная ВВС США и несколькими днями ранее отработанная на практике экипажем военно-транспортного самолёта EC-130J Super J концепция контейнерного пуска малозаметной тактической ракеты большой дальности AGM-158B JASSM-ER совсем не случайно удостоилась наиболее пристального внимания отечественных обозревательских и экспертных кругов, осведомлённых о тактико-технических особенностях состоящих на вооружении ВКС России зенитных ракетных средств.

Ведь вероятная попытка её массированной реализации, к примеру, на европейском условном театре военных действий призвана как минимум лишить боевой устойчивости калининградскую, ленинградскую и крымскую противовоздушные зоны ограничения доступа и манёвра A2/AD, возведенные зенитно-ракетными полками С-300ПС/ПМ2 и С-400, а также смешанными войсковыми зенитно-ракетными полками на базе ЗРДН «Бук-М1-2/3» и С-300В/4 2-й и 31-й дивизий ПВО Воздушно-космических сил России.

Критическая проблема строевых С-300ПМ½ и С-400 по-прежнему вызывает серьезную обеспокоенность. И веские основания для беспокойства в данном случае просматриваются практически невооруженным глазом.

 С-300ПМ½
С-300ПМ½. © topwar.ru

В частности, как в ходе отработки гипотетического массированного ракетно-авиационного удара («цифрового» МРАУ), так и в ходе реального удара ВВС США по нашим противовоздушным зонам A2/AD с задействованием виртуальных моделей или реальных малозаметных КРВБ AGM-158B JASSM-ER, сбрасываемых в модульных транспортно-пусковых фермах из грузовых отсеков «Геркулесов» и «Глобмастеров», специалисты из Пентагона и командования ВВС США по сей день могут полагаться на ключевой тактико-технический недостаток, присущий зенитным ракетным комплексам семейств С-300ПМ2 и С-400 «Триумф».

AGM-158B JASSM-ER
AGM-158B JASSM-ER. © arms-expo.ru

Речь идёт о сохранении вышеуказанными зенитными средствами классического и заметно устаревшего полуактивного радиолокационного принципа наведения ЗУР-перехватчиков 48Н6Е2 и 48Н6ДМ, которые оснащены полуактивными радиолокационными головками самонаведения X-диапазона на базе щелевых антенных решеток.

Как известно, в ходе перехвата средств воздушно-космического нападения противника данные головки самонаведения нуждаются в перманентном подсвете целей дивизионными радарами подсвета и наведения (РПН) 30/92Н6Е вплоть до момента поражения целей (инициирования боевых частей полуактивными радиовзрывателями).

Данный метод наведения полностью исключает возможность поражения средств высокоточного оружия противника, во-первых, скрывающихся за пределами радиогоризонта, составляющего порядка 38–45 километров для размещённых на универсальной вышке 40В6МД радаров подсвета 30/92Н6Е, во-вторых, оперирующих в режиме огибания рельефа местности и избегающих диаграмм направленности данных радаров за возвышенностями, холмами и плато и в перевалах.

К данному перечню средств ВТО противника, естественно, относятся и малозаметные тактические КРВБ большой дальности JASSM-ER, располагающие эффективной отражающей поверхностью около 0,05–0,07 квадратного метра и оснащённые высокоточными инерциально-навигационными блоками, корреляционными оптико-электронными ТВ/ИК-датчиками, а также радионавигационными модулями GPS-коррекции, позволяющими осуществлять полёт в сверхнизковысотном режиме на высотах от 50 до 20 метров (в зависимости от сложности рельефа местности).

Логично предположить, что в случае осуществления гипотетического МРАУ, к примеру, по 2-й и 31-й дивизиям ПВО, прикрывающим Калининградскую область и Крым, десятки маршрутов для «нарядов» из сотен AGM-158B будут формироваться и корректироваться операторами самолётов стратегической радиотехнической и радиоэлектронной разведки RC-135V/W Block 8 Rivet Joint в соответствии со «слепыми» зонами радаров 30/92Н6Е на том или ином участке Балтийского и Черноморского ТВД.

Данные же зоны будут определяться посредством сопоставления информации о модификациях радаров 30/92Н6Е, идентифицированных комплексами РТР 55000 AEELS самолётов «Ривет Джойнт», с географическим координатами их местоположения и характерными для данных районов особенностями рельефа местности, препятствующими формированию диаграммы направленности для подсвета зенитным ракетам 48Н6Е2/ДМ.

Реализация активного радиолокационного принципа наведения во всех строевых ЗРК является неоспоримой панацеей оперативно-стратегического масштаба в противодействии перспективным низковысотным тактическим ракетам со сверхмалой радиолокационной сигнатурой.

Поспособствовать комплексному решению данной проблемы могла бы конструктивная и программно-аппаратная интеграция в боекомплекты строевых С-300ПМ2 и С-400 зенитных управляемых ракет большой дальности 9М96ДМ, размещаемых в специализированных строенных транспортно-пусковых модулях, размещённых на самоходных ПУ 5П85СЕ/2 вместо одного из ТПК ракет 48Н6Е/2.

Подобная комплектация более раннего С-300ПМ1 была продемонстрирована ВКС России в ходе совместных учений ЗРВ России и войск ПВО Сербии «Славянский щит — 2019», осуществлённых тремя годами ранее на полигоне Ашулук.

Располагая сантиметровыми активными радиолокационными ГСН семейства «Сланец» Х-диапазона с приемо-передающими терминалами обмена данными (включая получение целеуказания) со сторонними средствами радиолокационной или радиотехнической разведки наземного либо воздушного базирования, ЗУР 9М96ДМ способны поражать весь спектр низковысотных средств воздушного нападения на удалении от одного до восьмидесяти — ста километров.

В арсеналах же большинства состоящих на вооружении ЗРВ ВКС России «трёхсоток» и «четырёхсоток» подобных ракет-перехватчиков по-прежнему не наблюдается.

По-видимому, и на подобном, столь критически важном для сохранения боевой устойчивости военных округов, этапе обновления данных средств ПВО решили в очередной раз сэкономить. Стало быть, остаётся надеяться лишь на интенсификацию крупносерийного производства и поставки в строевые части Сухопутных войск и ЗРВ ВКС России войсковых ЗРК «Бук-М3», С-300В4, а также С-350 «Витязь» и С-500 «Прометей» (55Р6М «Триумфатор-М»).

С-500 «Прометей»
С-500 «Прометей». © Кадр из видео

Комплексы «Бук-М3» и С-300В4 могут противопоставить запускаемым «Геркулесами» «нарядам» AGM-158B зенитные ракеты средней дальности 9М317МА и дальнобойные перехватчики 9М82МВ, способные поражать малозаметные низковысотные объекты на дистанциях 45 и 250–300 километров соответственно. Данным качеством они обязаны всё тем же активным радиолокационным ГСН «Сланец» на базе волноводно-щелевых антенных решеток, спроектированным Московским НИИ «Агат».

Что касается «Витязей» и «Триумфаторов-М», то первые оснащаются всё теми же 9М96ДМ, в то время как «снаряжение» С-500 располагает ещё и сверхдальнобойной ЗУР-перехватчиком 77Н6-Н, способной перехватывать низковысотные КР по целеуказанию на удалении 350–400 километров.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+26

 

   

Комментарии (0)