+30
Сохранить Сохранено 7
×

Примирение Ирана и Саудовской Аравии подрывает позиции США на Ближнем Востоке


Примирение Ирана и Саудовской Аравии подрывает позиции США на Ближнем Востоке

Новость о том, что главные геополитические соперники на Ближнем востоке — Саудовская Аравия и Иран — восстанавливают дипломатические отношения, на Западе многих ошеломила. И не только самим фактом примирения двух стран после многих лет взаимной вражды, но и фигурой посредника в этой сделке — им выступил Китай.

Пекин сыграл роль, которая не удавалась США, и покусился на ближневосточное посредничество — область, которая в течение последних нескольких десятилетий была в значительной степени оккупирована Вашингтоном.

В ожидании перемен

© unsplash.com
© unsplash.com

Иран и Саудовская Аравия при посредничестве Китая в прошлую пятницу подписали соглашение о возобновлении дипломатических отношений, которые были прерваны в 2016 году.

«Многие вздохнули с облегчением. Все три стороны сделки могут претендовать на победу, но саудовцы, возможно, выиграют больше всех», — написал в Твиттере доцент истории в Университете Халифа в Абу-Даби Бадер аль-Саиф.

По словам бывшего посла США в Саудовской Аравии Джозефа Вестфала, нормализация отношений с Ираном, который саудовская монархия долгое время считала одной из величайших угроз своей безопасности, устраняет препятствия на пути ее реформ и экономических преобразований.

«Я думаю, руководство страны считает, что это очень важный момент для Саудовской Аравии, поскольку она становится настоящим мировым лидером по многим вопросам, а постоянная борьба с Ираном препятствует прогрессу», — сказал он в интервью CNBC.

США не могли помочь в нормализации их отношений, потому что сами не контактируют с Ираном, добавил посол. Китай же вкладывает значительные средства в Саудовскую Аравию и является ее главным торговым партнером, так что его посредничество в этом вопросе вполне логично и благоприятно для всех сторон.

Улучшение коммуникации может повлечь целый ряд перемен в ситуации на Ближнем Востоке, считают аналитики. Более реалистичными выглядят надежды на деэскалацию конфликтов в таких регионах, как Йемен, где Саудовская Аравия с 2015 года ведет жестокую войну против поддерживаемых Ираном повстанцев-хуситов. Риски для судоходства и поставок нефти в регионе могут снизиться, а торговля и инвестиции между странами могут способствовать экономическому росту.

Главный аналитик по Ближнему Востоку и Северной Африке в Verisk Maplecroft Торбьорн Солтведт назвал сделку «крайне необходимым клапаном давления в условиях обострения региональной напряженности». Тем не менее, ошибочно полагать, что все проблемы решены, и угроза обострения противоречий миновала, предупредил он. «Эр-Рияд и Тегеран останутся противниками с конкурирующими взглядами на регион», — подчеркнул эксперт. Но риск прямой военной конфронтации между ними снижается, добавил Солтведт.

Пощечина Вашингтону

 © unsplash.com
Вашингтон © unsplash.com

В США на новость отреагировали сдержанно. «Мы поддерживаем любые усилия по деэскалации напряженности в регионе. Мы думаем, что это в наших интересах», — заявил в пятницу представитель Совета национальной безопасности Джон Кирби, добавив, что администрация Байдена предприняла аналогичные усилия в этом направлении. Но в ответ на вопрос о роли Пекина он отказался давать ей характеристику, заявив, что речь идет не о Китае.

Такая реакция не удивляет. Сделка сигнализирует о растущем влиянии Китая в арабском регионе, и не только экономическом (КНР уже экспортирует огромное количество товаров на Ближний Восток и является крупнейшим импортером саудовской нефти), но и политическом.

Лидеры Саудовской Аравии и ОАЭ объединяются, чтобы диверсифицировать свои внешние отношения и отказаться от чрезмерной зависимости от США, поскольку сменяющие друг друга американские администрации рассматривают Ближний Восток как менее приоритетное направление геополитики.

Это говорит о том, что влияние и авторитет США в регионе уменьшились, и там складывается новый тип международного регионального объединения, где усиливаются позиции России и Китая, сообщил NBC News старший сотрудник Фонда Карнеги и бывший советник Госдепартамента США по ближневосточной политике Аарон Дэвид Миллер.

Тем не менее, с точки зрения военной мощи и союзов в области безопасности в регионе влиянию США ничто не угрожает, уверены аналитики. Партнерство США и Саудовской Аравии в этой сфере длится почти три четверти века, и саудовский военный арсенал в основном снабжается и обслуживается американскими военнослужащими, поясняют они.

Выигрыш Китая не обязательно должен означать проигрыш для США, считает доцент истории Университета Халифа Бадер Аль-Саиф. «Это может служить интересам США: ядерная сделка с Ираном, Йемен, Ливан для начала могут выиграть от соглашения. По этим файлам должны последовать быстрые действия, потому что соглашение может длиться недолго», — заметил он. Ни КСА, ни Иран не изменятся в одночасье, добавил эксперт.

Есть сомнения

Пока неясно, как долго продлится соглашение между двумя крупнейшими ближневосточными державами. Многие региональные наблюдатели настроены скептически.

Старший научный сотрудник Фонда защиты демократий Бехнам бен Талеблу считает, что этот шаг не должен рассматриваться как деэскалация. По его словам, для Тегерана сделка не имела никаких политических издержек, при этом он извлекает выгоду из более глубокого вовлечения Китая в торговлю в Персидском заливе, а также из усиления саудовского хеджирования проамериканского порядка в регионе. Эксперт также сомневается в том, что Иран прекратит вмешиваться в региональные конфликты.

Кроме того, сближаясь с Эр-Риядом, Тегеран пытается вырваться из дипломатической изоляции, которую почувствовал, когда ОАЭ и Бахрейн нормализовали отношения с Израилем, уточнил аналитик в беседе с CNBC.

Для Аль-Саифа «безусловно, есть надежда на то, что соглашение будет жить дальше» и приведет к процветанию, которого заслуживают люди обеих стран.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+30

 

   

Комментарии (0)