Правительство обсуждает сокращение планов по производству гражданских самолетов
- 09 августа 2024 07:51
- Денис Светлов
Газета «Коммерсантъ» сообщила о возможных изменениях в комплексной программе развития авиационной отрасли России (КПГА) до 2030 года, подчеркивая вероятность сокращения планов по производству почти 1000 гражданских самолетов. В новостях ссылаются на несколько источников в отрасли, утверждающих, что на рассмотрении находится не только корректировка текущих показателей, но и создание новой стратегии.
Рекомендация в адрес «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК, входит в «Ростех») пересмотреть планы производства была дана после внешнего аудита, проведенного весной группой консультантов из Сбербанка и «Газпром нефти» по поручению правительства. Итоги аудита и дальнейшие перспективы будут обсуждаться на закрытом совещании под председательством премьер-министра Михаила Мишустина на следующей неделе.
Министерство транспорта и Министерство промышленности и торговли разработали КПГА, утвержденное правительством в июне 2022 года. Поставки самолетов, согласно программе, должны были начаться с 2023 года. В январе 2023 года правительство утвердило инвестиционный паспорт программы, планируемый объем рынка оценивался в 1,8 тысячи воздушных судов до 2040 года. Стоимость программы оценивается в 1 трлн рублей, из которых 284 млрд рублей — средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), 381 млрд рублей — банковские кредиты, 123 млрд рублей — средства участников проекта, и 215 млрд рублей — бюджетные средства. В мае 2024 года Министерство промышленности и торговли откорректировало планируемое количество самолетов до 994 единиц, сдвинув начало поставок на 2025 год. Министерство транспорта прогнозировало сокращение парка иностранных самолетов в России с 738 в 2022 году до 319 к 2030 году.
Аудиторы, основываясь на консультациях с представителями ОАК, выявили значительный дисбаланс между коммерческим спросом на авиаперевозки и планами производства воздушных судов. Фактическая потребность, по оценке аудиторов, составляет 50-60 самолетов в год, несмотря на запланированное производство от 140 до 270 единиц. Кроме того, отмечены риски, связанные со структурой спроса: большая часть заказов смещена в сторону МС-21, при ограниченном спросе на Ту-214 и профиците SJ-100 после отказа «Аэрофлота» от этого самолета. В ходе аудита были выявлены значительные риски роста себестоимости самолетов, из-за чего разница между себестоимостью и директивной ценой, покрываемая бюджетом, может существенно увеличиться.
Рост себестоимости отечественных и импортозамещенных компонентов также привел к удорожанию проектов. Например, переход от американских двигателей P& W к отечественным ПД-14 увеличил стоимость производства. Рост себестоимости МС-21 в конечном итоге привел к прогнозируемому увеличению общего бюджета проекта, что потребует дополнительных бюджетных субсидий. Стоимость всей программы производства 1,8 тысячи самолетов до 2040 года оценена аудиторами в 18 трлн рублей, из которых около 10 трлн составляют субсидии из бюджета.
В заключение, в ходе аудита были отмечены также риски, связанные с недостатком производственных мощностей у поставщиков комплектующих изделий и возможными задержками в сертификации техники. Официальные комментарии от Министерств транспорта, промышленности и торговли, «Ростеха», ОАК и ПАО «Яковлев» не были предоставлены. Сбербанк и «Газпром нефть» также воздержались от ответов на запросы издания.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: