Помогите больному: как монетизировали моду на психические расстройства
- 28 декабря 2021 01:23
- Татьяна Маркова, Журналист
В последнее время отмечается тенденция: среди молодых людей стало чем-то вроде правила хорошего тона утверждать, что у них имеется то или иное психическое заболевание. У кого биполярное расстройство, кто-то страдает депрессий, кто-то мучается от расстройства пищевого поведения.
По большей части все эти диагнозы — слова отдельной экзальтированной личности, медицинских документов, которые подтвердили или опровергли бы то или иное состояние, нет. А если так, что зачем себе приписывать ту или иную болезнь? «Ридус» разбирался в ситуации.
Биполярное расстройство как норма жизни
22-летняя Надежда Фомичева (имя и фамилия изменены по просьбе героини), по ее словам, страдает биполярным расстройством — каждый день у нее новое настроение: то она добра, весела, полна сил и решимости свернуть горы, то рыдает и не может встать с постели. По крайней мере, так она рассказывает, причем не только в своем ближнем кругу, но и на работе, в социальных сетях и так далее. Девушка не скрывает того, что психика ее стабильностью не отличается. На вопрос, что она делает, чтобы стабилизировать свое состояние, она отвечает просто: ничего.
— Я не хочу обращаться к врачам. Я им не доверяю. Уверена, что они запрут меня в стационар, и надолго. Причем будут пичкать лекарствами, и через месяц я превращусь в овощ, — объясняет Фомичева.
По ее словам, биполярное расстройство не доставляет ей никаких неудобств — ну подумаешь, провела три дня в постели и не ходила на работу, ничего страшного не случилось.
Однако бывший начальник девушки — руководитель отдела сбыта одной из столичных организаций Виталий Марков так не считает.

— Надя проработала у нас два месяца, и мы были вынуждены предложить ей написать заявление по собственному желанию. За это время она на работе ничего не толком не делала — все списывала на свое биполярное расстройство. Мы пытались уговорить ее обратиться к врачам, за компетентной помощью, но она этого не делала. Последней каплей стал ее трехдневный прогул. Конечно, медицинских документов — больничный лист, справку — она предоставить не смогла. Терпеть ее на работе дальше мы не стали и предложили по собственному, хотя могли бы уволить по статье, но не стали молодой девушке портить жизнь. Конечно, она пыталась «раскачать» эту тему в соцсетях, но не вышло, — озвучил «Ридусу» свою версию Виталий Марков.
По официальным данным
В 2019 году во всем мире было зарегистрировано не менее 264 миллионов человек, страдающих от депрессии, у 45 миллионов диагностировано биполярное расстройство, 20 миллионов — с шизофренией и психозами. Такие данные приводит Всемирная организация здравоохранения.
Как утверждает медицинский журнал The Lancet, пандемия коронавируса спровоцировала всплеск психических расстройств.
Другие эксперты заявляют, что психические отклонения, которые вызвала пандемия, могут являться иммунным ответом организма на вирус. Немалую роль играет и стресс, который спровоцировала самоизоляция, близость незнакомого, крайне опасного вируса. Кроме того, спусковым крючком стала и непростая экономическая ситуация, когда люди теряли работу, источники дохода.
Психиатр Павел Орлов говорит, что современная молодежь более склонна к тому, чтобы иногда излишне остро переживать проблемы, и на это тратится слишком много энергии.
Кроме того, по его словам, нередко люди бывают склонны к так называемому синдрому Мюнхгаузена, его возникновение можно связать с желанием убежать от проблем, а также с нежеланием нести ответственность.

— Могу также отметить, что те, кто в ходе самодиагностики выявил у себя то или иное расстройство, как правило, к врачам не обращаются. И причин тому несколько, одна из которых — «вшитый в подкорку» страх именно перед психиатрами. Однако нас бояться не стоит, не нужно и думать, что лечение таких заболеваний — это обязательно стационар и жесткие медикаменты, которые полностью меняют личность человека. Это миф, реальность совершенно другая. Большинство моих пациентов с теми или иными заболеваниями принимают медикаменты и живут обычной жизни без потери ее качества. Да, у них могут возникнуть проблемы с получением водительского удостоверения или справки для оформления оружия, также они не смогут работать в правоохранительных органах или силовых структурах, но никому из них это и не нужно, так что проблем в обыденной жизни ни у кого не возникает, — говорит Орлов.
По его словам, не последнюю роль в такой «моде» играет и публичность психических заболеваний. Речь идет о том, что публичные люди, прежде всего, из США и Европы, нередко признаются в том, что страдают тем или иным заболеванием. Это их своего рода отличительная черта.
— Тот же популярный американский рэпер Канье Уэст публично признавался в том, что у него диагностировано биполярное расстройство. Актриса Анджелина Джоли тоже не скрывает того, что у нее есть проблемы с психикой. Конечно, какая-то часть их поклонников, не особенно разбираясь в причинах и следствии, приписывает и себе те или иные отклонения, — утверждает психиатр.
Однако, по его словам, этот тренд может привести к тому, что будут обесценены другие серьезные заболевания. Кроме того, на приписанные себе расстройства будут списывать социально неприемлемые формы поведения.
Удобная схема мошенничества и манипуляции
Специальный корреспондент Русфонда Светлана Машистова утверждает, что все эти приписываемые себе психические заболевания — один из вариантов манипуляции близкими и отрицание официальной медицины.
— Необращение в официальные органы объясняют тем, что в психоневрологических диспансерах пациентов связывают, избивают, насилуют. И это мешает и окружению такого человека обратиться к врачам, даже тогда, когда есть прямые показания, — говорит Машистова.
Если говорить о молодых людях, то сейчас для них это способ выделиться, поскольку бывшие ранее популярными субкультуры оказались уничтожены. А для них очень важна возможность принадлежать к какой-либо группе и показывать свою индивидуальность. Соответственно, психические расстройства остаются тем способом, который помогает юношам и девушкам «выпендриваться».
— Если мы говорим о реальных психических расстройствах, то цель лечения — помочь сохранить человеку его встроенность в социум: сохранение работы, социальных связей и прочее. И лечащий врач не только выписывает необходимые медикаменты, но и дает рекомендации, что может или не может делать человек в обыденной жизни. Кроме того, люди, которые реально болеют, как правило, не стремятся рассказывать о своих диагнозах, — говорит Машистова.
Немаловажно и то, что паразитирование на теме тех или иных психических отклонений, которые ничем не подтверждены, кроме слов человека, может являться и своеобразным способом заработка.
Окружающим, которые сталкиваются с людьми, приписывающим себе психические расстройства, нужно действовать в рамках правового поля. Если мы говорим о том, что от действий такого лица страдают коллеги, то нужно отталкиваться от норм трудового права. Если есть подозрения, то в работу нужно включить отдел кадров организации, который может потребовать предоставить те или иные медицинские документы, и исходя из этого вести дальнейшую работу с таким человеком.

— Родственникам, партнерам, которые оказались в подобной ситуации, имеет смысл обратиться к психиатру за консультацией. Врач расскажет, на что обратить внимание, как себя вести. Возможно, выслушав подробный рассказ, специалист выскажет свои сомнения и даст соответствующие советы. Если речь идет о настоящей болезни, то рекомендации специалиста будут не лишними с точки зрения того, как не спровоцировать обострение. Когда речь идет о симулянте, то, возможно, что общение с врачом заронит определенные сомнения, которые помогут как-то изменить отношения, — утверждает Машистова.
Что касается заработка на психических расстройствах, то бывают случаи, когда те, кто себе их приписывает, собирают таким образом деньги в интернете — и на лечение, и на «поддержание», и прочее. И это, по словам, Светланы Машистовой, довольно прибыльный бизнес. С точки зрения закона эти действия вряд ли можно квалифицировать как противоправные.
— Во-первых, это незначительные суммы, а во-вторых, если речь идет о сборах через соцсети, то тут сложно доказать, что именно этот человек оставил то или иное сообщение. Неоднократно были случаи, когда человек, написав что-то в соцсетях, в суде говорил, что не знает, кто автор того или иного сообщения, и уличить его во лжи очень сложно, — говорит Машистова.
По ее словам, такого рода деятели «работают на аудиторию». Если где-то хорошо «подают» людям с психическими расстройствами, то именно там они и будут собирать деньги. Схема удобная и рабочая, а методов отъема денег у населения хватает.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: