+25
Сохранить Сохранено 7
×

Польша открывает путь на Балтику в обход России


Польша открывает путь на Балтику в обход России

© gov.pl

Канал Вислы, задуманный еще при короле Стефане Батории в XVI веке, который позволит Польше обойти российские воды на пути из Вислы в Балтийское море, откроется в субботу. Новый судоходный канал через Вислинскую косу создаст второй проход между Вислинским и Гданьским заливами и позволит судам заходить в Калининградский залив и порт Эльблонга, не пользуясь российским Балтийским проливом.

Новая артерия сэкономит более 100 километров пути и позволит судам заходить в порт Эльблонга без разрешения российских властей, которые периодически блокируют или ограничивают движение судов в зависимости от их осадки или страны регистрации.

Балтийскую косу протяженностью 65 километров и шириной от трехсот метров до девяти километров делят Россия, которой принадлежат северные 35 километров, и Польша, владеющая южной частью.

До строительства канала единственный вход в лагуну за этой тонкой лентой земли проходил недалеко от самой северной точки, которая контролируется российской военной базой в Балтийске.

Строительство канала, который позволил бы обойти это препятствие, планировалось начать в 2009 году и завершить в 2012-м, однако в ноябре 2009 года после соглашения с Россией Министерство инфраструктуры объявило, что строительство канала начнется в 2017 году. В последующие годы правительства Польши не предпринимали шагов по строительству канала и вернулись к проекту только летом 2014 года.

Либералы и прогерманская партия были против

Против строительства канала выступили польские либералы, которых удовлетворяла практика использования российских вод.

По словам бывшего министра иностранных дел Польши Витольда Ващиковского, который сейчас является депутатом Европарламента от правящей PiS, предыдущая либеральная администрация пыталась построить треугольник между Россией, Германией и Польшей. Проблема, по его словам, заключалась в том, что Польша является самым слабым звеном в таком треугольнике и тем самым обречена на подчинение.

Чтобы построить такой треугольник, Польша под управлением Дональда Туска была готова принять немецкую линию и рассматривать Россию в качестве партнера. Министр иностранных дел в правительстве Дональда Туска Радослав Сикорский считал, что Польша должна быть частью немецко-российского сотрудничества и что это будет выгодно для польских интересов.

«Они (немцы. — Прим. „Ридуса“) верят в это, потому что хотят получить доступ к великому российскому рынку и извлечь выгоду из дешевых российских углеводородов. Но они не понимают, что отношения между Германией и Польшей с точки зрения торговли гораздо важнее для них и что они зарабатывают больше на торговле с Вышеградской группой, чем с Францией», — утверждает бывший глава польского МИД Витольд Ващиковский.

Против строительства канала выступали экологические активисты в Польше и других странах Европы. Они были обеспокоены ухудшением состояния окружающей среды из-за строительства и функционирования канала.

Как указывали российские СМИ, Еврокомиссия не дала одобрительного заключения на проект канала и призвала польские власти провести дополнительную экологическую экспертизу. Свою обеспокоенность последствиями соединения лагуны с Балтикой высказывали ООН, ЮНЕСКО, Greenpeace и другие международные организации.

Канал для НАТО?

Корабли НАТО в балтийском море

Корабли НАТО в Балтийском море.

© flickr.com

Российские власти тоже восприняли проект без энтузиазма. Беспокойство Москвы вызывает тот факт, что канал позволит военным кораблям НАТО заходить в лагуну Вислы, минуя российские военные объекты в Балтийске.

В 2020 году в статье для онлайн-портала Rhythm of Eurasia Фонда стратегической культуры (и портал, и фонд попали под американские санкции как средства распространения дезинформации) комментатор по вопросам безопасности Федор Колосков утверждал, что для проекта нет экономического обоснования, что он экологически вреден и что весь проект отражает польскую «паранойю» по поводу России и желание Варшавы и ее союзников по НАТО получить доступ к водам, прилегающим к Калининграду, чтобы угрожать или даже атаковать Калининград с моря или провести высадку морских пехотинцев.

«„Собака порылась“ в том, что единственный выход из Вислинского (Калининградского) залива находится возле российского Балтийска. И польским судам, следующим в Эльблонг или из него, каждый раз приходится запрашивать разрешение на проход через Калининградский морской канал у ненавистных польской власти „москалей“. Хотя за постсоветские времена не было ни единого отказа в проходе по нему польским судам, команде соратников Качиньского сам факт такого унижения (с их точки зрения, разумеется) — нож в сердце», — утверждал господин Колосков.

Как отмечал исследователь из Jamestown Foundation Пол Глоуб, военные и политические лидеры Польши не отрицали, что проект канала имеет измерение безопасности. Однако ряд авторов утверждали уже тогда, что военное значение канала весьма ограниченно.

Корабли НАТО в балтийском море

Корабли НАТО в Балтийском море.

© flickr.com

В 2020 году на страницах издания Polityka оборонный аналитик и журналист Марек Шверчиньский (Marek Świerczyński) отмечал, что канал, соединяющий Гданьскую бухту с Калининградским заливом, вписывался бы в локальную архитектуру безопасности, обеспечивал бы свободу маневра, давая возможность выйти из залива в открытое море, минуя Балтийский пролив, и способствовал бы экономическому развитию Эльблонга и его окрестностей.

Министерство обороны Польши заявляло, что в чрезвычайной ситуации канал и порт в Эльблонге послужат для эвакуации польской 16-й дивизии. Однако эту идею критиковали некоторые польские военные, в частности бывший главнокомандующий Вооруженными силами Польши Мирослав Ружаньский (Mirosław Różański), указавший, что при такой эвакуации части попадут под огонь российской реактивной артиллерии из Балтийска.

Как отмечал в своем материале Марек Шверчиньский, НАТО действительно будет сражаться за Балтику, но битвы развернутся дальше к западу и к северу, у Борнхольма или Готланда. В сторону Калининградского залива войска НАТО будут двигаться прежде всего по суше и воздуху, а не по морю. При этом десант или переброска войск станут возможны только после того, как будет нейтрализована российская группировка в Калининградской области, после чего регион Эльблонга и канал утратят значение.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+25

 

   

Комментарии (0)