+32
Сохранить Сохранено 7
×

Подводная лодка в степях Украины


Подводная лодка в степях Украины

На фоне всеобщего западного психоза по поставкам киевскому режиму новых вооружений, включая американские «Abrams», германские «Leopard» и британские «Challenger» прозвучала информация про подводные лодки. Её вбросил в социальные сети бывший посол в Германии, а ныне заместитель министра иностранных дел Украины Андрей Мельник.

Речь шла о немецких U-Boot-Klasse 212/212А. Мечтать, конечно, не вредно, но подводная лодка — это всё же не танк, который умеет ездить под водой, правда не глубоко. До известных событий 2014 года в составе военно-морских сил Украины (ВМСУ) была подводная лодка проекта 641 в единственном экземпляре, а вот школа подводного плавания так и не «открылась».

Дизельный атомоход «Foxtrot»

Подводная лодка U01 «Запорожье» (укр. «Запоріжжя») была построена в Ленинграде в 1970 году по проекту 641 (по классификации НАТО –«Foxtrot») и получила тактический номер «Б-435». По своему времени это были самые удачные в своём классе корабли.

Строились они в период с 1957 по 1983 годы. Всего было построено 75 единиц, в том числе 17 на экспорт в военно-морские силы Польши, Индии, Ливии и Кубы. За способность длительно находиться на боевой службе в море их называли «дизельными атомоходами» (автономность до 90 суток). Дальность хода в надводном положении на скорости 8-9 узлов до 20000 миль, в подводном положении на скорости 2 узла до 240 миль (5 суток). Водоизмещение 1952 тонны надводное/2475 тонн подводное. Длина 91,3 метра. Ширина 7,5 метра. Осадка 6 метров. При скромных размерах лодка имела десять торпедных аппаратов калибра 533 мм (6 в носу и 4 в корме) и могла брать на борт 22 торпеды или 32 морские мины, что соизмеримо с современными атомными субмаринами.

Четыре лодки данного проекта («Б-4», «Б-36», «Б-59» и «Б-130») в тяжелейших условиях участвовали в операции «Кама» в период Карибского кризиса, о чём «Ридус» уже писал. В составе ВМФ СССР (Северный и Черноморский флоты) корабль совершил 14 боевых служб в Атлантическом океане, Средиземном и Баренцевом морях.

На момент передачи Украине в 1997 году кораблю исполнилось 27 лет, что уже было предельным для данного проекта. Несмотря на то, что в 1995–1996 годах лодка проходила ремонт на 13-м СРЗ Черноморского флота, после вхождения в состав ВМСУ она была отправлена в док в Балаклаву, где находилась до 2003 года. Там состоялся даже её торжественный спуск на воду, но, как оказалось, без аккумуляторной батареи.

Батарея была закуплена у греческой компании Germanos S.A. и не подошла для установки по габаритным размерам элементов и клеммам. По служебной необходимости несколько раз ездил в Севастополь в командировку.

В 2004 году довелось видеть эту аккумуляторную батарею составленной на пирсе под навесом и охраной украинских матросов. В общей сложности восстановление технической готовности корабля и подготовка экипажа продолжались семнадцать лет — до 2012 года.

U01 «Запорожье» 28 июля 2013 г. под Андреевским флагом и флагом ВМСУ
U01 «Запорожье» 28 июля 2013 г. под Андреевским флагом и флагом ВМСУ

С марта 2012 года U01 «Запорожье» начала осуществлять краткосрочные выходы в море и даже один раз погрузилась на перископную глубину. Дважды она принимала участие в совместных российско-украинских морских парадах на День ВМФ и учениях «Фарватер мира» (2012 и 2013 гг.).

На учениях с её участием отрабатывалось спасение экипажа с затонувшей подводной лодки, но условно, стоя у пирса. 28 июля 2013 года наблюдал U01 «Запорожье» на ходу во время парада с трибуны у Графской пристани. На этом величайшие достижения украинских подводников закончились и в память об их подводных силах остался только значок.

Фотография знака подводных сил Украины
Фотография знака подводных сил Украины.  Из личной коллекции автора

По данным из информационных источников в марте 2014 года только 29 человек личного состава экипажа согласились уехать из ставшего российским Крыма в Украину, остальные остались служить Российской Федерации. За прошедшие девять лет о подводном кораблестроении в Киеве вопрос не поднимался. Оставшаяся в Севастополе подводная лодка подлежит утилизации. Так что вместе с U01 и остатками её экипажа исчезла в степях Украины так и не родившаяся школа подводного плавания.

Германский U-Boot возвращается в Чёрное море?

Что же предлагает господин Мельник? В боевом составе ВМС Германии имеется шесть подводных лодок Type U-212/212А (по нем. U-Boot-Klasse 212), которые строились и вводились в боевой состав в период с 1998 по 2016 год. Опыт подводного кораблестроения и применения подводных лодок Германии хорошо известен ещё со времён Первой мировой войны. Следует признать, что это одна из лучших современных субмарин в своём классе.

Особенностью лодки является воздухонезависимая главная энергетическая установка (при наличии двух серебряно-цинковых аккумуляторных батарей по 144 элемента в каждой), работающая в автоматическом режиме без обслуживания личным составом. Это даёт возможность иметь скорость надводного хода до 12 узлов, подводного до 20 узлов, дальность плавания в надводном положении на скорости 8 узлов до 9200 миль, в подводном положении на скорости 3 узла до 1440 миль (20 суток).

Имея сравнительно небольшие габариты (длина       55,9 метра, ширина 7 метров, осадка 6 метров) и водоизмещение 1450 тонн надводное/1830 тонн подводное, при шести носовых торпедных аппаратах калибра 533 мм она несёт 12 торпед или до 24 донных и до 36 якорных мин вместо торпед. Может иметь в боекомплекте противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) «Triton». Высокая автоматизация позволяет обслуживать корабль экипажем численностью всего 27 человек. Вот одну из них господин Мельник и предлагает передать Украине.

Германская подводная лодка U-Boot-Klasse 212/212А
Германская подводная лодка U-Boot-Klasse 212/212А

Следует отметить, что украинский политик явно не в курсе некоторых нюансов. Во-первых, подводная лодка, как уже говорилось — не танк и на подготовку её экипажа, не зависимо от численности, по личному опыту понадобится не один, не два и даже не шесть месяцев, как это было у немцев во время войны.

От момента спуска серийной U-Boot-Klasse 212/212А на воду до момента ввода её в строй уходило до трёх лет при отлично отлаженной школе подводного плавания, то есть уровня обучения и подготовленности экипажей.

Даже если учесть, что после спуска на воду при хвалёной немецкой организованности корабль ещё в течение года доводится у причальной стенки завода и проходит испытания, чего не требуется для украинцев, всё равно много получается. А это, как заявил Зеленский, «если танки не доставят до августа-сентября, то будет уже поздно».

Конец то приближается…

Во-вторых, Турция не пропустит украино-германскую U-Boot в Чёрное море через проливы Дарданеллы и Босфор под любым флагом. А под украинским она станет законной целью для сил российского ВМФ уже при выходе за пределы территориальных вод ФРГ и переходе вокруг Европы.

По иронии судьбы такой вопрос уже стоял перед немецко-фашистским командованием в марте 1941 года. Ещё более примечательно то, что в составе румынского флота — союзника Германии, в то время имелась одна подводная лодка под названием «Delfinul», которую также предполагалось задействовать на коммуникациях в Чёрном море против советского судоходства и сил нашего флота. И сейчас у них есть одна субмарина с таким же названием проекта 877Э советской постройки (в составе ВМС Румынии с 1986 года). Базируется в порту Констанца, но из-за недостаточного финансирования уже более 27 лет находится в резерве (с 1995 года).

Тогда ещё не был построен канал между Рейном и Дунаем и известный внутренний европейский водный путь не работал. Тем не менее, шесть германских и столько же итальянских подводных лодок оказалось на черноморском театре военных действий. Итальянские сверхмалые подводные лодки СВ-1 — СВ-6 (водоизмещением всего 45 тонн) были перевезены по железной дороге из Специи в Констанцу с 25 апреля по 2 мая 1942 года. После выгрузки и приведения в боеготовое состояние с 5 по 11 июня они перешли в Ялту.

Немецкое командование выбрало для передислокации малые подводные лодки серии IIB постройки 1935–1936 гг. Водоизмещение надводное 279 тонн/подводное 328 тонн. Длина 42,7 м, ширина 4,08 м, высота 8,6 м, осадка 3,9 м. Как видно, по сравнению с U-Boot-Klasse 212/212А, размерения скромные. Для перевозки одной такой от Киля в Констанцу комбинированным способом требовалось от 4-х до 6-ти месяцев.

Германская подводная лодка серии IIB, уложенная «на бок»,  на транспортировочном понтоне для перевозки по Эльбе
Германская подводная лодка серии IIB, уложенная «на бок»,  на транспортировочном понтоне для перевозки по Эльбе

Комбинированный способ подразумевал, что сначала необходимо преодолеть путь по Эльбе на понтонах, потом из Дрездена в Ингольштадт на колёсных платформах с помощью автотранспорта и затем опять на понтонах по Дунаю. При этом, лодки укладывались «на бок» с целью уменьшения речного и автомобильного габарита по высоте для прохождения под мостами.

Транспортировка подводной лодки серии IIB по автодороге
Транспортировка подводной лодки серии IIB по автодороге

С подводной лодки снимались дизели, электромоторы, аккумуляторные батареи, срезались боевые рубки с ограждениями. Потом это всё надо было снова собрать, наладить, проверить.

Конструкцию подводных лодок 30-х годов прошлого века и современных субмарин сравнивать, по меньшей мере, не корректно. «Потрошить» уже построенную U-Boot-Klasse 212/212А никто не будет. Самостоятельно по внутреннему водному европейскому пути Рейн-Майн-Дунай она не пройдёт по осадке. Транспортировать можно в плавучем доке.

Такой опыт имеется в нашей стране, но и здесь станет препятствием полезная высота под мостами на шлюзах Дуная, которая в некоторых местах не превышает 7-8 метров (Регенсбург — 6,15 м; Кахлет — 6,96 м; Йохенштейн — 7,76 м; Перзенбейг — 7,66 м и т. д.). Танки на барже пройти могут, а вот подводная лодка — нет. Именно по этой причине самоходные и несамоходные суда на Дунае и других реках старой Европы имеют «приземистый вид».

Так что германский U-Boot в Чёрное море не вернётся!


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+32

 

   

Комментарии (0)