+32
Сохранить Сохранено 7
×

Почему убийца 18 человек в Подмосковье вышел на свободу раньше положенного


Почему убийца 18 человек в Подмосковье вышел на свободу раньше положенного

© Коллаж/Ридус

Летом 2013 года Грачья Арутюнян, трудовой мигрант, работавший по поддельному патенту, сел за руль сильно перегруженного самосвала. Неисправный грузовик был собран из трех машин кустарным способом и к тому моменту снят с учета.

«Ридус» вспоминает детали той страшной истории и не менее шокирующие правовые последствия, «эхо» которых дотянулось до наших дней.

За недолгое пребывание в Московском регионе Грачья заработал десяток штрафов, среди которых выезд на встречную полосу и пересечение железнодорожного переезда на запрещающий сигнал светофора.

Однако благодаря удивительно лояльному отношению российского законодательства к зарубежным водительским удостоверениям Арутюнян не был лишен прав и продолжал рисковать жизнями граждан другой страны ради нелегального заработка.

Столкновение самосвала и автобуса

В 2013 году, 13 июня в 13 часов, гражданин Армении на неисправном перегруженном самосвале протаранил пассажирский автобус, доверху набитый людьми.

При столкновении скорость виновника ДТП превышала 70 км/ч.

© ТАСС/ Вячеслав Прокофьев

В результате аварии Грачья Арутюнян, по сути, убил 18 человек, среди которых двое детей, и покалечил еще 60. Не всякий террористический акт в России за последние 20 лет может «похвастаться» таким количеством жертв.

Некоторые умерли сразу при столкновении, ведь автобус разорвало от удара на части. Но большая часть погибла под тоннами щебня. Грачья буквально заживо похоронил дюжину наших сограждан. В числе прочих он стер из истории целую молодую семью: чету Волковых и их двухлетнего ребенка.

А дальше началось невероятное.

Самое гуманное в мире правосудие

Для начала неизвестные устроили «концерт с переодеванием»: обвиняемого привезли в суд в женском халате, якобы чтобы унизить, что немедленно вызвало международный скандал. Да и в целом, и суд и прокурор приняли во внимание массу смягчающих обстоятельств, например то, что Арутюнян — ветеран боевых действий в Нагорном Карабахе.

Диаспора взяла шефство над своим соотечественником-нелегалом и предоставила ему адвоката Рубена Маркаряна.

В итоге прокурор Гаянэ Григорян, которой некогда пытались дать отвод из-за родственных связей с сотрудником Следственного комитета Петросом Гарибяном в другом громком деле об убийстве журналистки Анны Политковской, попросила Арутюняну семь лет лишения свободы.

Суд приговорил обвиняемого к шести годам и девяти месяцам колонии общего режима. Важно понимать, что в аналогичных резонансных ДТП с большим числом погибших сроки заключения обычно больше. Например, Александр Максимов, задавивший на остановке пять человек, включая троих детей, получил девять лет колонии.

© ТАСС/ Николай Ануфриев

Получается, за каждое убийство Арутюняну дали четыре с половиной месяца общего режима, что вызвало настоящую оторопь у многих родственников жертв ДТП. Еще гуманный суд запретил Арутюняну три года водить автомобиль и на целых пять лет закрыл въезд в Российскую Федерацию. Но, как позже выяснилось, подсудимый проигнорировал решения российского суда.

Работодателей Арутюняна, которые и предоставили ему неисправное транспортное средство, вообще никто преследователь не стал. Стоит напомнить, предприниматель Гамлет Гулакян предоставил Арутюняну неисправный самосвал, но никакой ответственности собственник и генеральный директор предприятия не понес. Еще во время следственных действий наблюдатели отмечали странность в поведении СМИ и следственных органов, которые игнорировали как личность виновника трагедии, предпочитая о нем не говорить, так и его работодателей.

С самого первого сообщения о страшной аварии под Подольском поражала одна несуразность — все СМИ, как сговорившись, говорили о чем угодно, только не о ее виновнике. То есть нам сообщили, что водитель вроде бы армянин и он находится в больнице, а вот кому принадлежит грузовик, кому предназначался щебень (чья-то дача или что?), почему водитель мчался как сумасшедший по второстепенной дороге перед выездом на основную и т. п. Впечатление такое, что кого-то или что-то очень хотят отмазать. И потому уже решили вопрос и с компенсациями, с днем траура и со всем остальным, кроме главного — выяснения глубинных причин это ужасной катастрофы, — выразил тогда удивление журналист Анатолий Баранов.

Гамлет Гулакян исчез из списка генеральных директоров и учредителей компаний — виновников трагедии сразу после ДТП. Вместо него компания с идентичным ИНН — ООО «СТРОЙАВТОСЕРВИС» — оказалась записана на Чурикову Татьяну Ивановну, которая, по данным сайта «За честный бизнес», является учредителем 73 и руководителем 59 организаций. Сама «компания-убийца» была ликвидирована только в 2018 году и спокойно работала после трагедии еще пять лет.

© ТАСС/ Михаил Почуев

На Гулакяна были записаны еще несколько предприятий, в частности ООО «СТРОЙСЕРВИС КАРИНЭ 2», которые также были ликвидированы после аварии или переоформлены на подставных людей, как произошло с ООО «АВТОСЕРВИС-09», на момент аварии принадлежавшей Гулакяну. Сменив учредителя и генерального директора, компания спокойно работала до 2017 года под руководством Худошина Сергея Вячеславовича. Худошин также является учредителем и директором двух десятков компаний. Зарегистрирован в Подольске, рядом с которым и случилась трагедия.

Еще раз запомним самое важное: Арутюнян нелегально работал на территории России, постоянно нарушал правила дорожного движения, сознательно сел за руль неисправного транспортного средства с заметным превышением максимальной массы возимого груза. То есть он полностью отдавал себе отчет, что совершает общественно опасное действие.

Реакция СМИ и общественности

Между тем судебный процесс шел с невероятной поддержкой позитивного образа преступника, а некоторые причастные позволяли себе и более громкие заявления. Как в России, так и в Армении развернулась целая кампания в поддержку массового убийцы.

«Комсомольская правда», например, взяла комментарии у семьи преступника, и вот что вышло: «Папа — отличный водитель, — горячо убеждает нас Лилит. — Он больше 20 лет водит грузовые автомобили, и ни разу у него не было ни одной аварии! (вместе с тем, по словам врио мэра Москвы Сергея Собянина, на счету Арутюняна — девять нарушений). Родные водителя уверены, что все произошедшее — случайность и что Грачья до последнего пытался выправить ситуацию. А тесть Арутюняна Виктор Мартиросян и вовсе считает зятя героем».

Как выяснила «КП», долгие годы Грачья работал водителем в родном Ереване. А в Россию выбрался всего второй раз в жизни. В Москву его позвали родственники. Мол, есть работа, приезжай.

© ТАСС/ Михаил Почуев
Если бы врезался в середину автобуса, там не осталось бы ни одного живого человека. Он совершил героический поступок. Он осознавал, что, повернув машину, сам может погибнуть, но сделал это, — приводят журналисты агентства Новости Армении — NEWS. am слова Виктора Мартиросяна, тестя Грачьи Арутюняна.

«Как рассказали нам в семье Арутюняна, злосчастный грузовик принадлежал его давнему приятелю. Самосвалу пошел уже 11-й год, но хозяин КамАЗа якобы заверил Арутюняна, что машина полностью исправна», — сообщает сайт kp.ru

Члены армянских национальных сообществ тоже не остались в стороне и заранее обвинили российскую сторону в шовинизме и судилище над невиновным человеком.

«Сегодня члены „Айазна“ провели акцию протеста у здания посольства РФ. Они требовали оправдать водителя Грачья Арутюняна, который в РФ стал причиной смерти 18 человек. По словам члена „Айазна“ Армена Ованнисяна, они до последней секунды будут защищать нашего соотечественника, гражданина Армении: „Мы будем следить, чтобы даже малейшим образом не были бы попраны его права, будем следить, чтобы суд был максимально справедливым и решение было бы справедливым. Конечно, не дай Бог, но если даже приговор будет связан с лишением свободы, надо проследить, чтобы он приехал в Армению и наказание отбывал бы в Армении. Потом, конечно, власти Армении тоже могут принять решение. Нельзя позволить, чтобы человека, который не является убийцей, террористом, не является насильником, маньяком, человека, который стал жертвой ошибочных обстоятельств, сначала растоптали как личность, а потом — как армянина, и использовали это как повод для провоцирования расистских настроений в РФ“», — сообщала газета «Аравот».

Новый поворот

А как же эта старая трагическая история вновь вылезла в информационное поле?

Совершенно удивительным образом канал Russia Tоday (RT), прежде сообщавший о судьбе преступника, выпустил новый материал о тяжких страданиях преступника у себя на родине.

Как выяснилось, убийцу экстрадировали в Армению в 2017 году, где он благополучно вышел на свободу по амнистии в честь образования первого национального государства Армении в 1918 году (это когда армянские национал-сепаратисты решили, пользуясь Гражданской войной, оперативно покинуть Российскую империю). Вышел уже в 2018 году, когда ему оставалось сидеть еще два года и девять месяцев. Получается, за каждую жизнь он отсидел 2,7 месяца.

© ТАСС/ Михаил Метцель

Несмотря на запрет на управление ТС, который подтвердил суд в Армении.

«Чуть более года назад Арутюнян был экстрадирован в Армению и последние месяцы находился на так называемом открытом режиме содержания, который позволяет заключенному покидать исправительное учреждение в дневное время и даже работать. В ряде СМИ со ссылкой на тестя Арутюняна Виктора Мартиросяна появились сообщения, что мужчина работает таксистом в Ереване», — сообщает сайт RT.

Сам Арутюнян отрицает, что работает таксистом, однако еще во время его «пребывания в тюрьме» на его имя начали поступать штрафы за нарушение ПДД в Ереване на принадлежащий ему мерседес. Однако сейчас массовый убийца Грачья Арутюнян вновь попал в поле зрения судебных органов, теперь уже Еревана. Из-за неисполнения решения суда о запрете управления ТС ему грозит штраф до 3 миллионов рублей.

По всем гражданским искам, поданным к Арутюняну, а это всего лишь 17 миллионов рублей, заплатила армянская диаспора, которая последовательно защищала убийцу от российского правосудия и содействовала его экстрадиции.

В отличие от судьбы виновника, о котором российские СМИ не забывают, о жизни жертв и родственников жертв той катастрофы более никто не писал. Никто не интересовался их судьбой и участью. Было очень трудно отыскать Ф. И. О. жертв той трагедии. Список не полный, там нет двухлетнего мальчика и еще нескольких несовершеннолетних, их данные запрещает публиковать российское законодательство, которое позволяет давать срок четыре с половиной месяца за убитого человека.

  1. Дружинин Юрий Васильевич, 1936 г. р.
  2. Бородина Лидия Алексеевна, 1947 г. р.
  3. Трыкина Анастасия Николаевна, 2007 г. р.
  4. Трыкина Светлана Владимировна, 1975 г. р.
  5. Ерофеева Юлия Александровна, 1982 г. р.
  6. Кадыкова Раиса Михайловна, 1941 г. р.
  7. Бурыкин Виктор Иванович, 1952 г. р.
  8. Бурыкина Анна Викторовна, 1995 г. р.
  9. Бурыкина Татьяна Викторовна, 1952 г. р.
  10. Беркова Фрида Алиевна, 1941 г. р.
  11. Супонин Владимир Иванович, 1949 г. р.
  12. Чуркина Лидия Викторовна, 1947 г. р.
  13. Иванова Наталья Александровна, 1976 г. р.
  14. Рогонова Антонина Михайловна, 1937 г. р.
  15. Фомина Валентина Акимовна, 1951 г. р.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+32

 

   

Комментарии (1)

  • Сергей
    Сергей 27 февраля 2020

    Нет такого преступления, на которое капитал не пошел бы ради 300% прибыли.

    Ответить
    0 +